Вопрос свободы религий в Беларуси зависит от политической воли властей

Свобода религии при действующем в Беларуси законодательстве — понятие весьма условное, считают эксперты

В опубликованном на прошлой неделе докладе Госдепартамента США о состоянии религиозных свобод в мире в 2015 году отмечается, что в Беларуси право на свободу совести гарантируется избирательно.

Белорусские эксперты согласны с выводами доклада и считают необходимым внести изменения в закон «О свободе совести и религиозных организациях». При этом основной поправкой должна стать отмена государственной регистрации религиозных организаций.

 

Авторы доклада положительно оценили принятие в Беларуси в 2015 году закона об альтернативной гражданской службе, который позволяет не призывать в армию граждан по религиозным убеждениям. Отмечается также улучшение отношений между католической и православными церквями. На этом, однако, позитивные оценки заканчиваются.

 

Проблем больше, чем достижений

В документе отмечается, что несмотря на законодательное закрепление свободы совести в Беларуси, власти выборочно отказывают в регистрации некоторым религиозным меньшинствам, их активистов запугивают и задерживают. В числе таких меньшинств называются, в частности, свидетели Иеговы.

Кроме того, говорится в докладе, законодательство Беларуси запрещает религиозную деятельность незарегистрированных групп. В 2015 году члены незарегистрированных общин задерживались, подвергались штрафам и иным преследованиям.

Баптистам, буддистам и все тем же свидетелям Иеговы приходится сталкиваться с проблемой поиска помещений для проведения своих молитв и собраний. Например, летом прошлого года свидетелям Иеговы запретили провести собрания в регионах, хотя в Минске общине удалось организовать большой конгресс.

Доклад констатирует, что правительство Беларуси признает особую роль Белорусской православной церкви (БПЦ) и обсуждало заключение с ней соглашений об особых привилегиях. БПЦ не имеет проблем со сбором пожертвований, тогда как некоторые религиозные общины сообщали о препятствиях во время их сбора.

Кроме того, отмечается в докладе, высшее руководство Беларуси, включая президента, неоднократно критиковали иностранных священнослужителей, особенно католических. В июле текущего года белорусские власти приняли решение выслать из страны трех католических польских священников, но вскоре решение было отменено без объяснения причин (решающую роль здесь, очевидно, сыграл широкий общественный резонанс. — авт.).

Наконец, ссылаясь на правозащитников, Госдепартамент утверждает, что некоторые религиозные группы в Беларуси — например, кришнаиты — не подают заявления на официальную регистрацию, чтобы не указывать имена своих людей из-за опасений «запугивания и мести со стороны властей».

 

Некоторые предпочитают не обострять

Представитель минской религиозной общины Международного общества сознания Кришны (МОСК) на условиях анонимности (что в данном случае показательно. — авт.) подтвердил БелаПАН, что кришнаитам в Беларуси приходится сталкиваться с проблемами при регистрации.

Он обратил внимание на то, что сегодня в стране зарегистрировано всего шесть общин кришнаитов — столько же, сколько их было 10 лет назад. По официальной версии, это происходит потому что якобы нет желающих объединяться в общины.

«Но, на мой взгляд, причина иная — люди боятся заявлять о себе как о кришнаитах. И у меня нет уверенности, что в случае желания зарегистрировать еще одну общину, нам позволили бы это сделать», —сказал собеседник.

Между тем председатель Совета минской религиозной общины МОСК Олег Вирский заявляет: информация о том, что кришнаиты опасаются регистрировать свои общины из-за возможного давления со стороны властей, не соответствует действительности. Сотрудничество с властями происходит в соответствии с нормами действующего законодательства Республики Беларусь, подчеркнул он.

Так ли это? Или подобные заявления делаются ради того, чтобы лишний раз не обострять отношения с властями? Ведь не далее, как месяц назад, 18 июля, в Гомеле произошла конфликтная ситуация: местного кришнаита осудили за то, что он в компании друзей исполнял на улице религиозные песни. Кришнаита признали виновным в нарушении закона о массовых мероприятиях и оштрафовали.

После суда гомельский правозащитник Виктор Одиноченко заявил журналистам: впервые за его практику человека оштрафовали за кришнаитское пение на улице.

«Это нарушение права на свободу совести, нарушение Конституции, где сказано, что каждый может свободно исповедовать свою религию, один или совместно с другими. Люди просто шли, пели религиозные гимны, также это могут делать и православные, и католики, и протестанты», — подчеркнул правозащитник.

А в феврале уполномоченный по делам религий и национальностей Леонид Гуляко предъявлял публичные претензии к свидетелям Иеговы. В частности, речь шла о распространении религиозной литературы без надлежащего согласования с местными чиновниками. Гуляко не исключил, что «совместно с исполкомами будут приняты конкретные шаги по снятию с регистрации некоторых общин свидетелей Иеговы».

 

Обязательная регистрация как дамоклов меч в руках государства

Согласно международным нормам регистрация религиозного объединения является правом, но не обязанностью верующих, подчеркнула в комментарии для БелаПАН юрист и правозащитник Дина Шавцова.

По ее мнению, обязательная регистрация религиозных объединений является краеугольным камнем закона «О свободе совести и религиозных организациях» и самой актуальной проблемой в области права на свободу совести в Беларуси.

Ситуация усугубляется наличием в Уголовном кодексе статьи 193-1, которая предусматривает ответственность за любую деятельность от имени незарегистрированной, в том числе религиозной организации, добавила эксперт. По ее мнению, такое положение вещей «создает напряженность в государственно-конфессиональных отношениях».

Шавцова также обратила внимание на необходимость получения разрешения на религиозную деятельность в Беларуси для иностранных священнослужителей.

Например, отметила юрист, государства-члены ОБСЕ взяли на себя обязательство уважать право религиозных объединений назначать персонал соответственно своим требованиям и стандартам. В Беларуси же «решающим голосом в вопросе, будет или нет работать иностранный священнослужитель в объединении, обладает государство».

Кроме того, по белорусским законам пригласить иностранного священнослужителя на работу может только религиозное объединение, не община.

«Но далеко не всегда верующие объединяются в объединения, — подчеркнула Шавцова. — Например, у кришнаитов есть только общины, значит, легально пригласить на работу или для участия в каких-то мероприятиях иностранного священника невозможно».

По оценке юриста, такая ситуация, с одной стороны, создает верующим препятствия в их религиозной деятельности, а с другой — порождает самоуправство госорганов, которые получают право «произвольно интерпретировать нормы права».

По оценке Шавцовой, доклад Госдепартамента отражает реальную ситуацию со свободой совести в Беларуси. Она также считает необходимым внести изменения в закон «О свободе совести и религиозных организациях», отменяющие статью 193-1 УК и обязательную регистрацию религиозных объединений.

 

Закон что дышло…

Следует отметить, что с выводами доклада Госдепартамента США коррелируют результаты исследования «Реализация международных принципов свободы мысли, совести и религии в белорусском законодательстве и правоприменительной практике», которое несколько месяцев назад проводил Центр европейской трансформации (Минск).

Исследование проводилось в сотрудничестве с экспертным товариществом «Инициатива Forb» с ноября 2015 по февраль 2016 года. Оценивалось, в частности, как выглядит белорусское законодательство о свободе религии с точки зрения религиозных сообществ, прихожан, руководителей религиозных объединений, юристов, правоведов, правозащитников.

В результате большинство респондентов назвали самой актуальной проблемой в законе необходимость регистрации религиозных организаций и ограничение религиозной деятельности по ее месту.

Опрошенные также указывали на неравное положение религиозных конфессий в Беларуси. «Это отмечали представители и православной, и католической конфессий. Однако в большей степени это касается конфессий, которые не упоминаются законе как традиционные»,— отметил директор Центра европейской трансформации Андрей Егоров.

В целом ситуация со свободой совести в Беларуси воспринимается в сравнении с советскими временами как более либеральная.

«Представители общин, которые существовали в тот период, отмечают улучшение в ситуации с правом на свободу совести. Однако отмечают и то, что до введения в действие закона «О свободе совести и религиозных организациях» в 2002 году ситуация была лучше, чем теперь», — сообщил Егоров.

Он видит очень серьезную проблему в том, что закон в сфере свободы совести применяется избирательно.

«Верующие, стремящиеся быть законопослушными, порой вынуждены нарушать закон, потому что государство их к этому вынуждает. В долгосрочной перспективе это несет угрозу в виде нелояльности государству, незаконопослушности, восприятии закона как чего-то относительного», —считает эксперт.

По его мнению, для улучшения ситуации необходимо менять законодательство.

«Изменение закона требует наличия такой политической воли в стране, которая могла бы двигать изменения в сторону либерализации. Пока такой воли нет, а религиозные общины не могут консолидироваться в этом направлении. Как результат, мы наблюдаем успешную тактику государства по принципу «разделяй и властвуй», — резюмировал Андрей Егоров.


  • Геннадий Суворов
    Такие как Елена Спасюк мечтают, когда Лукашенко повторит "подвиг" Горбачева и Ельцина в вопросе свободы религии и в РБ. Так 19 января 1990 года по сообщению еврейской газеты «Джуииш Пресс» 9.2.1990 года состоялось «первое еврейское богослужение» в Московском Кремле: Матхеттенский раввин возглавил в Кремле первое в его истории еврейское богослужение. Раввин Артур Шнейдер, главный раввин «Парк Ист Синагог» (Нью Йорк) провел в прошлую пятницу вечером в Кремле субботнее богослужение, которое следовало после международной конференции по охране природы, на которой выступил советский президент Михаил Горбачев. Еврейское богослужение требует присутствия не менее десяти лиц – «миньян» или кворум. Среди лиц, входящих в кворум, в Кремле были – лорд Иммануил Якобович – главный раввин Англии, Мозес Розен – главный раввин Румынии, Адольф Шаевич – духовный глава главной синагоги в Москве, Ральф Гольдман из Нью-Йорка и другие еврейские участники во «Всемирном форуме» религиозных и парламентских лидеров по «Защите Человечества». «Имперский вестник». 1990 г. № 112. Далее, «Горбачев закончил свои визит в Израиль общей молитвой с раввином Иегудой Гецем у стен плача в Иерусалиме». 1992 г. «Православная Русь». 1992 г. № 12 Стр. 16. Можно было бы и дальше продолжать этот список предательства Горбачевым интересов России и русского народа. Недалеко от него ушел наш новоиспеченный «демократ» Ельцин – вождь наших новоиспеченных демократов. Так, «В начале августа с. г. Ельцин подписал специальный указ о возобновлении Российской Федерацией официальных отношений с Мальтийским орденом, который с момента его создания в ХI веке всегда верно служил Ватикану. В указе использовано слово «восстановить», т.к. Александр I в 1817 г. изгнал из России мальтийцев и иезуитов». 1992 г. «Православная Русь». № 18 Стр. 16.