Есть ли у официального Минска геополитический выбор?
Белорусское руководство понимает: если Москва нажмет всерьез, то долго сопротивляться не получится.
Приближается вторая годовщина подписания в Минске первого протокола о прекращении огня на юго-востоке Украины. Позиция Беларуси в этом конфликте позволила начать процесс нормализации отношений с Западом, но в то же время привела к заметному усилению угрозы с востока.
Минск принимает переговоры «нормандской четверки», 11 февраля 2015 г. Фото Дмитрия Азарова, «Коммерсант»
Минский процесс затух
То, что белорусская столица стала сначала площадкой переговоров между противоборствующими сторонами, а затем и местом обсуждения той же проблемы на саммите «нормандской четверки», позволило государственным и близким к ним структурам присвоить нашей стране громкий титул «донора региональной безопасности», который теперь широко используется в пиаровских целях.
По мнению властей и близких к ним политологов, вполне закономерно, что обретение столь важного статуса привело к существенному снижению напряженности в отношениях Минска с Западом.
По-видимому, можно согласиться с тем, что на первых порах даже чисто техническая составляющая (предоставление переговорной площадки) сыграла некоторую роль. Очевидно, однако, что достигнутый в отношениях с ЕС и США эффект в несравненно большей степени стал следствием более или менее отстраненной позиции в украинском вопросе, которую руководство Беларуси, ближайшей союзницы России, заняло несколько неожиданно для Запада.
К сожалению, в целом развитие событий пошло далеко не так, как ожидалось после минских соглашений. На сегодня минский процесс фактически заморожен без каких-либо серьезных перспектив возобновления, так что на дальнейшее использование этого козыря белорусским властям по большому счету едва ли стоит рассчитывать.
Тем не менее, благодаря этому импульсу некие сдвиги в международном положении официального Минска произошли. Поэтому представляется целесообразным попытаться оценить, что теперь станет доминировать: движение по инерции или торможение.
Запад не осыпал благами
Конечно, если сравнивать теперешнюю ситуацию в отношениях с Западом с имевшей место всего пару лет назад, то перемены очевидны. Так, можно отметить заметное расширение контактов, более системное формирование повестки дня для углубления и расширения сотрудничества.
Вместе с тем, происходящие процессы свидетельствуют о сдвигах почти исключительно в моральном плане. Главной же цели, ради которой, собственно, и затевалась нормализация, — максимально расширить взаимодействие в экономике с целью получения кредитов, инвестиций и технологий — белорусские власти пока не достигли.
Евросоюз, конечно, выделяет средства на отдельные проекты. Например, 7 миллионов евро на демократизацию местного самоуправления (при этом больше половины пошло на поездки белорусских чиновников в Европу с не очень, мягко говоря, значительным эффектом). Однако подобные «вбрасывания» происходят отнюдь не каждый день.
К тому же Минску сегодня прежде всего нужны ресурсы для спасения экономики. Но пока здесь хвалиться нечем. В первом полугодии товарооборот со странами ЕС по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился почти на четверть, положительное сальдо сократилось с 2 млрд до 690 млн долларов.
Остаются надежды разве что на кредит МВФ, который может позволить несколько перевести дух. Правда, фонд обещает обсудить этот вопрос лишь после сентябрьских парламентских выборов, и это заставляет предположить, что одним из критериев для принятия решения станет степень их соответствия демократическим стандартам.
Таким образом, у белорусского режима возникает дополнительный стимул не слишком жестко обращаться со своими оппонентами (что не гарантирует либерализации по сути).
Россия держит в напряжении
При этом относительно нейтральная позиция Минска в российско-украинском противостоянии, похоже, стала не очень приятной неожиданностью для Москвы. Пока это не вылилось в какие-то острые конфликты, подобные тем, что регулярно имели место в прежние годы, но отдельные симптомы недовольства России поведением партнера достаточно очевидны.
В качестве примеров можно привести постоянные претензии Россельхознадзора к белорусской сельскохозяйственной продукции, спор по поводу цены на газ, приведший к сокращению поставок в Беларусь российской нефти.
Наконец, по мнению экспертов Центра стратегических и внешнеполитических исследований (Минск), наша страна сейчас подвергается беспрецедентному военно-политическому давлению со стороны Кремля с целью вовлечения ее в его противостояние со странами Запада. Не все выводы и рекомендации экспертов центра представляются бесспорными, однако с главным посылом трудно не согласиться.
Таким образом, в целом действия России выглядят весьма настораживающими.
Может показаться, что Беларусь оказалась перед сложным геополитическим выбором: с Западом отношения пусть медленно, но налаживаются, зато «главный союзник» не только демонстрирует намерение сократить субсидии, но и реально угрожает как минимум дестабилизацией.
Но на самом деле выбора у белорусского руководства нет. Оно понимает: если Москва нажмет всерьез, то долго сопротивляться не получится.
Не исключено, кстати, что в основе только что достигнутой договоренности по газу (Москва несколько снизит его цену, Минск выплатит накопившийся долг) лежит выполнение белорусской стороной неких скрытых от публики требований.
Обсудим?