В «нормальной системе образования» начался новый учебный год
Осовременить систему образования в Беларуси пытаются так, чтобы ничего принципиально не менять.
В новый учебный год белорусское образование вступает с неоднозначными ожиданиями. Появились позитивные новшества, однако сохранился и ряд тенденций, которые говорят, что процесс падения качества отечественного образования продолжается. В целом, не исчезает впечатление, что ответственные чиновники и ведомства пытаются осовременить систему образования, ничего при этом принципиально не меняя.
Первоклашек стало больше
В Беларуси увеличивается количество школьников — сказывается хорошая рождаемость в последние годы. К учебным занятиям приступят 982,1 тыс. учащихся (965 тыс. в прошлом году), в том числе около 110 тысяч первоклассников (106,5 тыс.).
Минобразования сообщает, что поэтапно с 2015/2016 учебного года в образовательный процесс вводятся учебные программы, обновленные с учетом межпредметных связей и усиленные практикоориентированной направленностью. В новых программах уменьшен объем теоретического материала.
В 2016/2017 учебном году по новым учебным программам будут обучаться учащиеся I, II, V, VI, X, XI классов.
В ближайшие пять лет, как планируется, будет издано 185 новых учебных пособий. В начавшемся учебном году в образовательном процессе будут использоваться 14 новых учебников.
Алексиевич вернулась в школьную программу
В новые учебные программы для 11-го класса вошли два произведения Светланы Алексиевич — «У войны не женское лицо» и «Цинковые мальчики». Отметим, что планировалось включить в школьную программу также «Чернобыльскую молитву», но этого не произошло.
До 2007 года творчество Светланы Алексиевич школьники проходили по программе белорусской литературы в белорусскоязычном переводе Миколы Гиля. Сейчас же Алексиевич будет представлена в разделе «русскоязычные писатели Беларуси».
Произведения Алексиевич будут изучаться в рамках темы «Человек и война» в числе других произведений — например, «Вам задание» Николая Чергинца, «Надо терпеть» Олега Ждана, «У каждого своя тайна» Анатолия Андреева.
Белорусский и русский языки уравняли
В основном в школах обучение проходит на русском языке, на белорусском обучается около 13% учеников. Доля школьников, обучающихся на белорусском языке, уменьшилось за последние 20 лет более чем в два раза.
Вместе с тем новшеством этого учебного года станет увеличение количества часов для изучения белорусского языка. Начиная со второго класса, будет установлено одинаковое количество часов на обучение государственным языкам.
С этого года физику школьники начнут изучать с седьмого, а не с шестого класса, как ранее.
Также поэтапно будет вводиться учебный предмет «Основы безопасной жизнедеятельности» и «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)».
Изучение этих предметов было отменено в результате реформы 2008 года в связи с переходом с 12-летнего школьного образования на 11-летнее (этот процесс критики назвали «антиреформой образования»).
Второй года «аккуратного отношения» к Болонскому процессу
Университеты Беларуси уже второй год будут работать в рамках Болонского процесса, куда страна вступила на особых условиях в мае 2015 года.
При вхождении в Европейское пространство высшего образования Беларуси была предложена дорожная карта, среди положений которой значилось, в частности, создание независимого агентства контроля качества образования в соответствии с европейскими стандартами и руководствами. Правовая основа для ее создания должна появиться к концу 2017 года.
«Дорожная карта — это наши совместные действия, план того, что мы собираемся делать, и это не значит, что нам кто-то ставит условия, совершенно нет. Однако мы сегодня серьезно прорабатываем вопрос независимой оценки знаний школьников 9-х и 11-х классов. Мы смотрим, как дальше совершенствовать систему лицензирования и оценки работы учреждений образования, кто этим будет заниматься, какие структуры», — отметил министр образования Михаил Журавков 30 августа на пресс-конференции, отвечая на вопрос БелаПАН о перспективах появления независимого агентства контроля качества образования.
Журавков подчеркнул, что нет необходимости «вводить еще какие-то структуры непонятно для чего». Сейчас вопросами контроля качества образования занимается Республиканский институт контроля знаний, и у Министерства образования есть намерение «расширить его полномочия по независимой оценке знаний студентов».
Отметим, что эксперты неоднократно обращали внимание на то, что в Беларуси осуществляет образовательный процесс и контролирует его одно и то же ведомство, что порождает ряд проблем.
Вступив в Болонский процесс, Беларусь взяла на себя также обязательство обеспечивать и соблюдать академические свободы и институциональную автономию вузов. Важным шагом в этом направлении мог бы стать возврат к выборности ректоров вузов, которая существовала в Беларуси до 1997 года.
Еще в июле 2015 года Михаил Журавков анонсировал скорое возвращение к этой практике, однако до сих пор ректоров назначает Совет министров с утверждением кандидатур у президента. В результате ректоры неподотчетны академическому сообществу и боятся принимать решения.
Неуверенное движение Беларуси в сторону выполнения дорожной карты объясняется просто — Александр Лукашенко демонстрирует настороженное отношение к Болонскому процессу.
Заслушивая доклад о ходе приемной кампании и подготовки системы образования к 2016/2017 учебному году, президент подчеркнул необходимость «аккуратного отношения к Болонскому процессу».
«Необдуманные решения в этом направлении просто разрушат старую, нормальную систему образования, а на ее месте ничего не появится», — сказал Лукашенко.
«Нас уже западники предупреждают: вы единственные в бывшем социалистическом лагере, не говоря о Советском Союзе, остались, кто не разрушил систему образования, и она дает вам эффект, не поломайте ее. Особенно нас предупреждают наши западные соседи — восточно-европейские государства, которые имели подобную систему образования», — подчеркнул глава государства.
Обсудим?