8:00 или 9:00. В какое время лучше начинать уроки в школе
Если образование опять пойдет на поводу у президента, то и без того загруженных школьников ждут новые сложности.
Александр Лукашенко предложил начинать уроки в школах на час позже обычного — в 9 часов утра вместо 8 часов, как сейчас.
«Час ребенку утром поспать — это благое дело. Все равно он раньше времени вечером не уснет. Как некоторые учителя говорят: в семь утра проснется — раньше ляжет. Вспомните себя — часто вы раньше времени ложились спать?» — сказал Лукашенко 7 октября, выступая перед парламентариями в Овальном зале Дома правительства.
Сдвиг на час создаст массу проблем
Начало занятий в школе регламентируют санитарные нормы. Там прописано, что занятия не должны начинаться раньше 8:00 и заканчиваться позже 20:00.
Кроме того, в некоторых учебных заведениях уроки и так начинаются позже 8 часов утра.
Как сообщила Naviny.by заведующая отделением гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Алла Малахова, в сельских школах занятия начинаются в 9 часов.
В 8:30 начинаются занятия в лицеях, где дети обучаются в старшей школе. Это связано с необходимостью учесть интересы детей, которые едут в лицеи из разных районов города, а порой даже из пригорода.
Согласившись с тем, что дополнительный час сна с утра был бы полезен ребенку, Алла Малахова отметила, что это создаст ряд проблем.
Во-первых, в случае, когда речь идет о маленьких детях, родители заинтересованы отвести ребенка в школу перед началом работы: «В противном случае как? Родители уйдут, а ребенок станется? Им надо ребенка завести в школу».
Во-вторых, более позднее начало учебного дня вызовет проблемы в школах, где есть вторая смена (в сельской местности во вторую смену дети не учатся).
«Когда в Беларуси не было регламентировано время окончания занятий в школе, были случаи, когда дети учились во вторую смену до 21:30. Они засыпали на занятиях. Для того чтобы обучающиеся во вторую смену заканчивали учиться раньше, мы убрали из санитарных правил требование, касающееся перерыва между первой и второй сменой. Согласно прежним правилам, перерыв должен был быть не менее часа. Правилами разрешен гибкий режим второй смены. Например, если условия позволяют начинать обучение в 12 часов в понедельник, но в 13:00 во вторник — это допустимо. Важно только, чтобы в определенный день недели начало занятий было постоянным», — пояснила специалист.
Алла Малахова также отметила, что с введением в Беларуси пятидневки в 2008 году количество часов обучения в день увеличилось. Отметим, что ежедневная нагрузка на школьников выросла также в связи с переходом среднего образования с 12 на 11 лет обучения.
«Кабинеты освобождаются позже после уроков первой смены. Уже в начальной школе есть пятые уроки, чего раньше не было. Мы понимаем, что детям физиологически лучше вставать на час позже, но есть условия, которые также необходимо принимать во внимание», — сказала Малахова.
Она отметила, что лучший вариант — если дети учатся в одну смену. Однако это для ряда густонаселенных районов невыполнимо.
Начальник организационно-аналитического управления Национального института образования Минобразования Лилия Кузнецова, в свою очередь, отметила, что сместив начало занятий всего на час крайне непросто будет составить такое расписание, при котором будут учтены все санитарные нормы, а трудные и легкие предметы в расписании будут чередоваться.
Детям нужны правильные парты и здоровая атмосфера в семье
В последнее время у детей стало меньше наблюдаться заболеваний, которые можно связать с учебой в школе, отметила Алла Малахова.
Например, пять лет назад нарушение осанки было у 9%, теперь этот показатель снизился до 8% детей:
«Это результат приятия мер по профилактике нарушения осанки, в том числе выполнения требований к мебели — использование парт вместо столов, конторок для разгрузки позвоночника. Мебель меняется на парты — в таком случае стол и стул идут в комплексе, соединены друг с другом. Сидение на таком комплекте вынуждает ребенка держать спину правильно. Важно, чтобы ребенок сидел за мебелью соответственно роста. Теперь существует три размера парты, есть регулируемые. В начальных классах это отработано, но в старших часто используются только два размера», — рассказала Алла Малахова.
А вот меры по улучшению освещения классов (белорусские стандарты — самые жесткие в СНГ), требования к полиграфии детской литературы и учебников эффекта не дали — среди детей проблемы со зрением имею около 14%, и год от года ситуация лучше не становится
Благодаря организации питания в школах с первых позиций на 5-6 место в списке самых распространенных у детей опустились желудочно-кишечные заболевания. Проблема только за домашним питанием, качеств которого медиков не устаивает. В нем много жиров и фаст-фудов, от чего дети набирают лишний вес.
Большое значение для сохранения здоровья имеет психологическая атмосфера, в которой учится ребенок. «Эту атмосферу создают не только в школе, но и дома», — отметила заведующая лабораторией проблем здоровья детей и подростков РНПЦ «Мать и дитя» Маргарита Девялтовская.
По ее словам, не только школьный стресс подрывает детское здоровье. Часто дети, которых приводят к врачу с тиками или постоянными головными болями, растут в семьях, где сильные установки на лидерство и абсолютный успех. С установками перфекционизма они приходят в первый класс. По мере обучения они полностью отдаются учебе — мало спят, переживают за каждую оценку.
«Таким образом появляется высокий уровень невротизации. Это не проблема школы, это перегибы на уровне семьи», — отметила Девялтовская.
Обсудим?