Лукашенко изменит Конституцию, чтобы передать власть? Вряд ли
Белорусский президент хотя и кормил морковкой Стивена Сигала, но в целом мало похож на римского императора Диоклетиана, сменившего трон на огородничество.
Заявление Александра Лукашенко, что может быть изменена Конституция, породило волну спекуляций в соцсетях, а СМИ опросили ряд экспертов. В связи с вероятным референдумом основных предположений три: будут учреждены выборы в парламент по партийным спискам; прерогативой избирать президента наделят Палату представителей (и, возможно, это значит, что Лукашенко наметил преемника); будет поставлен вопрос об отмене смертной казни.
«Нам надо создать группу мудрецов, юристов, которые проанализируют Основной закон. И если нужно будет, мы на это [изменение Конституции] пойдем», — неожиданно сообщил официальный лидер, выступая перед парламентариями старого и нового созывов 7 октября в Минске.
В каком именно плане мыслится озадачить мудрецов (ну кто же у нас пустит такой процесс на самотек?), глава государства не уточнил.
Грядут выборы по партийным спискам?
Тема перехода к выборам по партийным спискам муссируется давно. На роль партии власти прочат общественное объединение «Белая Русь». Перспективы партийной карьеры запросто могут будоражить ум ряда здешних номенклатурных деятелей, глядящих на дележ синекур в российской Думе.
О желательности выборов по пропорциональной или смешанной системе для развития партий не раз заявляла, представая таким образом в прогрессивном облике, глава Центризбиркома Лидия Ермошина. При этом она подчеркивала, что если вести речь о выборах по пропорциональной системе, то придется сначала поменять Конституцию, исключить из нее положение об отзыве депутатов (действительно, как ты отзовешь партийного депутата, если он не через округ избирался?).
Другой вопрос, есть ли у Лукашенко в принципе нужда ломать привычную систему избрания (или, как говорит оппозиция, назначения) депутатов, давать некий хотя бы условный простор партиям.
На мой взгляд, такой острой нужды нет.
Во-первых, президент не привык делиться даже символическими крохами власти. Он несколько раз публично обрушивался на предложения своего окружения дать старт некоему развитию многопартийности (при том что политтехнологи из окружения наверняка предлагают вполне травоядный вариант а-ля рюсс).
Во-вторых, Европа, добиваясь повышения прозрачности, конкурентности белорусских выборов, настаивает на изменениях в Избирательном кодексе, а не в Основном законе. Никто из-за рубежа не заявляет: давай нам выборы по партийным спискам, тогда признаем демократом и дадим кредиты. Требуют допустить оппозицию в избиркомы, урезать досрочное голосование, показывать при подсчете каждый бюллетень. Такие новации легко внедрить и без перекройки Конституции. Другое дело, что не хочется.
Президента станет избирать парламент?
Впрочем, если белорусские власти и надумают менять систему избрания депутатов, то скорее предпочтут смешанную, чем чисто пропорциональную, чтобы не так резко было. И в таком случае плебисцит может не понадобиться (к слову, как и для моратория на смертную казнь).
Вместе с тем, полагает Пастухов, действующая власть может быть заинтересована в проведении референдума, чтобы изменить порядок избрания президента. Причем за образец могут взять армянский вариант, считает юрист.
В декабре 2015 года на референдуме в Армении был одобрен переход к парламентской форме правления и выборам по пропорциональной системе.
«Действующему президенту Беларуси в 2020 году, возможно, будет неудобно избираться в шестой раз по старой схеме, — предполагает Пастухов. — Новая же схема позволит сохранить лицо перед своим народом и Европой. А при желании можно предложить парламенту избрать таким путем надежного человека из окружения».
Юрист допускает, что ради сближения с Европой Лукашенко может не только перераспределить отдельные полномочия в пользу парламента, но и провести через референдум вопрос об отмене смертной казни. Возможен и ряд других назревших корректив Основного закона. Например, из него следует убрать упоминание об упраздненной системе хозяйственных судов, отметил Пастухов.
Постсоветские авторитаристы играют в одни ворота
Если версия профессора Пастухова верна, то это будет означать коренную смену властной стратегии Лукашенко.
Вообще постсоветские авторитарные лидеры весьма банальны в плане оформления возможностей править до скончания века и обеспечить передачу власти в нужные руки. Для этого раз за разом перелицовывается конституция.
Вот три примера лишь нынешнего года.
В мае Эмомали Рахмон, правящий Таджикистаном в должности президента с 1994 года (как и Лукашенко Беларусью) в результате референдума по изменениям в конституцию (за них проголосовало 94,5%) получил возможность переизбираться на новый срок без ограничений. Также был снижен с 35 до 30 лет минимальный возраст для кандидатов в президенты. По мнению аналитиков, эта поправка расчищает путь к президентству на выборах-2020 старшему сыну Рахмона — Рустаму Эмомали (ему тогда будет 33). Несколькими годами ранее тоже в результате конституционного референдума срок полномочий президента Таджикистана был увеличен с четырех до семи лет.
В Туркменистане, которым с 2006 года правит Гурбангулы Бердымухамедов, 14 сентября новую конституцию приняли парламентом. Отменен потолок в 70 лет для кандидата в президенты, срок полномочий главы государства увеличен с пяти до семи лет.
Также в минувшем месяце на референдуме в Азербайджане были приняты поправки в конституцию, которые предусматривают увеличение срока полномочий президента с пяти до семи лет, введение должностей вице-президентов, а также снятие возрастного ценза для кандидатов на пост главы государства. Тамошняя оппозиция, протестовавшая перед плебисцитом под лозунгом «Нет — монархии!», утверждает, что таким образом действующий президент Ильхам Алиев обеспечил возможность передать власть жене или 19-летнему сыну.
Лукашенко дважды менял Конституцию на референдумах, и оба раза в сторону усиления авторитаризма. По итогам референдума-1996 Лукашенко обнулил отсчет очередного срока своих полномочий, сами полномочия главы государства были резко усилены, а парламент, напротив, стал декоративным. В 2004 году по итогам всенародного голосования было снято ограничение в два срока для пребывания на президентском посту.
Неужели сейчас бессменный президент Беларуси развернет тренд в обратную сторону?
К ломке системы наверху не готовы
У Лукашенко много врагов, но и те признают его политическое чутье, искусство лавировать, наконец, харизму. Однако оборотная сторона медали в том, что окружение сильного авторитарного лидера является закономерно серым. И если Лукашенко задумывается о передаче власти, то для него большая проблема — кому.
Ныне молва прочит в преемники Виктора Лукашенко, старшего сына действующего президента и его помощника по национальной безопасности. Отметим, что Лукашенко-старший всякие версии о династическом наследовании власти гневно отвергает.
Так или иначе, у Виктора Лукашенко нет бэкграунда публичного политика. С этой точки зрения избрание нового президента узким кругом благонадежных парламентариев имело бы смысл.
Но это в теории. На практике бессменный президент Беларуси усиленно демонстрирует свой здоровый образ жизни (спорт, сбалансированное питание) и, соответственно, готовность править еще долго.
«Во-первых, Лукашенко не собирается никуда уходить, — отметил политолог в комментарии для Naviny.by. — Во-вторых, чтобы президента избирал парламент, нужно в принципе переходить к парламентской республике, то есть наделять законодательную власть целым рядом серьезных полномочий».
Иначе говоря, в таком случае должна идти речь о смене политической системы страны, к чему очевидно не готовы ни действующий президент, ни номенклатура, ни значительная часть общества, полагает аналитик. Более того, выступая на днях перед депутатами, Лукашенко обвинял оппозицию в коварных намерениях сломать существующий общественно-политический строй, напомнил Карбалевич.
Никаких ниш Лукашенко уступать не собирается
Действительно, белорусский официальный лидер хотя и любит аграрные занятия, даже кормил лично выращенной морковкой голливудского актера Стивена Сигала, но в целом мало похож на римского императора Диоклетиана, отошедшего от трона ради разведения капусты.
Править символически, пожертвовав изрядной долей полномочий в пользу Палаты представителей, — такой вариант тоже вопиюще противоречит властолюбивой натуре Лукашенко, которую за 22 года его правления хорошо изучили и эксперты, и рядовые сограждане. К тому же, по моему мнению, он не захочет делегировать реальную власть кому бы то ни было из элементарных соображений личной безопасности.
Зачем же эти намеки на возможную корректировку Основного закона? Возможно, каких-то факторов мы не знаем. Но если судить по тому, что известно, то, похоже, пока это делается в пиаровских целях — показать, что наверху не такой уж замшелый консерватор.
Отсюда эти философизмы в Овальном зале, обрамившие намек на изменение Конституции: «Мир стремительно меняется. Мы должны адаптироваться к меняющимся условиям, чтобы не только не потерять занятые нами ниши, но и найти новые».
Как видите, никому никаких ниш Лукашенко уступать пока не собирается.
Обсудим?