Российскому спецназу разрешат спецоперации на территории Беларуси
По международным нормам все финансовые расходы должна нести принимающая сторона.
Ничего страшного в подготовке к подписанию белорусско-российского соглашения об участии подразделений специального назначения в контртеррористических операциях на территории двух государств не видит руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog Андрей Поротников.
Беларусь демонстрирует России свои союзнические приверженности
«Его основная задача — урегулирование вопросов не столько участия боевых единиц, сколько сопровождения, например технического, контртеррористических операций», — так прокомментировал БелаПАН документ, вызвавший большой общественный резонанс, эксперт. При этом, по его словам, подобные договоренности являются международной практикой.
Эксперт считает, что на подписание данного документа Беларусь идет, демонстрируя России свои союзнические приверженности, несмотря на возникающие между странами расхождения по тем или иным вопросам.
Андрей Поротников полагает, что в соглашении будут обозначены случаи, в которых стороны могут обращаться друг к другу за помощью, порядок направления в страну запроса спецназа, урегулированы вопросы руководства контртеррористической операцией, пределы применения оружия (согласно международной практике это регулируется национальным законодательством принимающей стороны), а также урегулированы вопросы ответственности за причинение вреда здоровью, жизни, имуществу третьих лиц.
На последний аспект эксперт обратил особое внимание. По международным нормам все финансовые расходы должна нести принимающая сторона.
Также Андрей Поротников полагает, что в соглашении должны быть урегулированы вопросы ввоза в страну иностранного уникального спецоборудования и оружия.
Опасения на счет того, что данное соглашение открывает путь российской интервенции в Беларусь, эксперт отвергает и сомневается, что оно будет востребовано в ближайшее время, поскольку предпосылок для актов терроризма в стране нет.
Москва в одностороннем порядке не сможет инициировать КТО в Беларуси
Белорусская версия проекта соглашения с Россией об участии подразделений специального назначения в контртеррористических операциях, проводимых на территории Республики Беларусь или Российской Федерации, составлена таким образом, чтобы исключить подрыв национального суверенитета в сфере безопасности при его выполнении на практике. Такое мнение БелаПАН высказал Арсений Сивицкий, директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований, комментируя указ президента от 6 декабря № 446 о проведении переговоров и подписании данного документа.
«То есть, для того, чтобы инициировать совместную контртеррористическую операцию на белорусской (или российской) территории, в любом случае потребуется санкция высшего военно-политического руководства Беларуси, — отметил эксперт. — Это значит, что российская сторона должна сперва получить официальный запрос и разрешение на использование своих спецподразделений от белорусских властей. То есть Москва в одностороннем порядке не сможет инициировать контртеррористическую операцию на территории Беларуси или России с участием белорусских спецподразделений. Никакого автоматизма это соглашение не предполагает, иначе оно подрывает национальный суверенитет в сфере безопасности, на что Минск не пойдет ни в коем случае».
Без официального приглашения и разрешения со стороны белорусских властей отправка спецподразделений на территорию Беларуси будет квалифицироваться как агрессия, подчеркнул эксперт.
По его словам, сама разработка данного соглашения является, скорее всего, следствием лоббистской работы определенной части спецслужб Беларуси и России, выступающих за глубокую интеграцию двух стран в военно-политической сфере и сфере безопасности.
Арсений Сивицкий считает, что есть только один сценарий, когда российская сторона может в одностороннем порядке, то есть без разрешения и приглашения белорусских властей, решиться направить свои спецподразделения и/или подразделения вооруженных сил на территорию Беларуси.
«Это такая дестабилизация военно-политической обстановки в Беларуси, при которой действующее военно-политическое руководство становится недееспособным и образуется вакуум власти. По крайней мере, подобный сценарий закладывался российским Генеральным штабом в основу нескольких совместных военных учений в прошлом году. При этом для частичной легитимации подобных действий российская сторона может использовать отсылки к различным соглашениям между Россией и Беларусью в военно-политической сфере и сфере безопасности, односторонне трактуя некоторые их положения», — подчеркнул эксперт.
При этом, уверен он, «такие сценарии совершенно не соответствуют внутренней и внешней военно-политической обстановке в и вокруг Беларуси, что в большей степени указывает на логику действий российской стороны в случае кризисной ситуации в Беларуси».
«Собственно говоря, провоцирование дестабилизации и использование ее в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела государства военным путем является эффективным инструментом решения геополитических задач, что и было продемонстрировано российской стороной во время крымско-украинского кризиса», — сказал Арсений Сивицкий.
Напомним, указом президента Беларуси от 6 декабря № 446 одобрен проект соглашения с Россией «об участии подразделений специального назначения в контртеррористических операциях, проводимых на территории Республики Беларусь или Российской Федерации в качестве основы для проведения переговоров».
Текст указа появился 8 декабря на Национальном правовом интернет-портале. Текст самого соглашения в нем отсутствует.
Обсудим?