Тревожная кнопка. Белорусам придется платить за опцию, которая не работает
Это не первый случай, когда нормы, вводимые в рамках евразийской интеграции, бьют по карману белорусских потребителей.
С начала этого года в Евразийском экономическом союзе действует требование об обязательном оснащении автомобилей тревожной кнопкой. Нововведение приведет к удорожанию транспортных средств, а рынок потеряет разнообразие модельного ряда, считают в Белорусской автомобильной ассоциации.
«Сохранение жизней — главная цель»
С 1 января 2017 года вступило в силу требование об обязательном оснащении транспортных средств в странах ЕАЭС устройствами вызова экстренных оперативных служб.
Речь идет о выпускаемых и ввозимых в ЕАЭС автомобилях, оценка соответствия которых не была проведена до начала этого года. Требование не распространяется на автомобили, находившиеся в эксплуатации до вступления в силу новой нормы.
Норма введена в соответствии с техническим регламентом ЕАЭС «О безопасности колесных транспортных средств».
«Обязательная установка на автотранспорте такого оборудования является важным этапом проводимой Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) совместно с государствами союза работы по дальнейшему повышению безопасности колесных транспортных средств», — заявил член коллегии (министр) по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии Валерий Корешков.
В случае аварии установленное на машине оборудование в автоматическом режиме или при нажатии тревожной кнопки информирует соответствующие службы. Получив сигнал, они смогут максимально быстро направить свои бригады, в том числе медицинскую, на место происшествия.
«Соблюдается правило так называемого золотого часа, когда пострадавший имеет наибольшие шансы на выживание. Оперативное оказание медпомощи и сохранение жизней, собственно, и является главной целью создания национальных систем вызова экстренных служб в союзных странах», — подчеркивается в пресс-релизе ЕЭК.
Российская государственная система экстренного реагирования при авариях называется «ЭРА-ГЛОНАСС». Аналогом этой системы является общеевропейская система eCall, с которой «ЭРА-ГЛОНАСС» обеспечивает технологическую совместимость. В Беларуси будет действовать аналогичная российской система «ЭРА РБ».
Большинство автомобильных брендов, выпускающихся или реализуемых в странах ЕАЭС, уже прошли подтверждение по новым требованиям, отмечают в ЕЭК.
Так, по информации Министерства промышленности и торговли России, к 20 декабря прошлого года все основные производители — от массового сегмента (Lada, Hyundai, KIA, Renault, Volkswagen и другие) до премиального (BMW, Mercedes, Porsche, Bentley, Rolls Royce и другие) — завершили либо завершают оснащение автомобилей тревожной системой.
При этом, говорится в пресс-релизе ЕЭК, в отношении машин, ввозимых физическими лицами из третьих стран, действуют те же требования.
«Гражданам, желающим в частном порядке ввезти в ЕАЭС после 1 января 2017 года транспорт (как новый, так и бывший в употреблении), необходимо помнить, что, например, легковой автомобиль должен иметь встроенную работоспособную систему вызова экстренных оперативных служб», — отмечают в ЕЭК.
Новая норма по-белорусски
Вместе с тем подержанные автомобили, ввозимые в Беларусь из дальнего зарубежья, в 2017 году не обязательно должны быть оснащены устройствами вызова экстренных оперативных служб, пояснили Naviny.by в Белорусской автомобильной ассоциации. Это решение должно быть оформлено в ближайшее время на уровне правительства нашей страны.
«На [недавней] встрече с вице-премьером Владимиром Семашко обсуждалось два варианта [отсрочки действия новой нормы] — до 1 января 2018 года либо до 31 декабря 2018 года. Осталось дождаться решения», — рассказывает председатель правления БАА Сергей Михневич.
Отсрочка связана с тем, что система «ЭРА РБ» на данный момент еще не функционирует.
«Эта отсрочка, конечно, не будет распространяться на Россию, но для рынка Беларуси ее дадут», — говорит председатель правления БАА.
Подержанные автомобили, ввозимые в Беларусь из ближнего зарубежья, в частности, из России, не подпадают под действие нормы оснащения тревожной кнопкой.
«Если они уже выпущены в свободное обращение, то я не вижу проблем в перемещении автомобилей без тревожных кнопок», — отмечает Сергей Михневич.
Все новые автомобили, по которым одобрения типа транспортного средства (ОТТС) были получены до начала этого года и действуют в настоящий момент, могут ввозиться в нашу страну и ставиться на учет в ГАИ также без оснащения тревожной кнопкой.
«А если, например, у какого-то автопроизводителя выходит новая модель, и он сертифицируется на ЕАЭС, то машина на основании новой нормы должна оснащаться этой кнопкой», — объясняет председатель правления БАА.
Подорожание и потеря разнообразия
Новая норма приведет к ряду последствий для автомобильного рынка Беларуси.
«С момента начала действия этой нормы автомобильный рынок Беларуси потеряет приток подержанных автомобилей из дальнего зарубежья, который в целом сегодня незначителен в сравнении с ввозом подержанных автомобилей из России», — считает Сергей Михневич.
По новым автомобилям, говорит эксперт, рынок потеряет разнообразие модельного ряда, которое в сравнении с Европой и без того скудное. Дело в том, что многие производители отказались от сертификации ряда своих моделей под систему «ЭРА-ГЛОНАСС/РБ» в виду высокой стоимости затрат по этой процедуре.
«Например,Volkswagen Passat CC уже в Россию и Беларусь ввозиться не будет, потому что сертификация автомобиля и оснащение его тревожной кнопкой обойдутся дороже, чем компания заработает на продаже этой модели. Я уверен, что это не единственный случай», — полагает председатель правления БАА.
Самый продаваемый в Беларуси бренд Renault пока намерен реализовывать на белорусском рынке автомобили с действующими одобрениями типа транспортного средства, сообщил Naviny.by официальный дилер в Беларуси. Параллельно будет идти работа над оснащением новых моделей устройствами вызова экстренных оперативных служб.
Еще одно немаловажное для потребителей последствие от введения новой нормы касается стоимости автомобилей. Как посчитали в БАА, подорожание транспортных средств в зависимости от модели и производителя составит от 150 до 1500 евро. И эти затраты в конечном счете лягут на плечи потребителей.
При этом в Беларуси система экстренного реагирования при авариях пока не функционирует. Получается, что покупатель нового автомобиля будет платить за опцию, которая не работает.
«Остается только ждать, когда система заработает в Беларуси», — полагает Сергей Михневич.
«Хотя, на мой взгляд, эта система сырая, и на ее развертывание требуются бюджетные деньги, которых на данный момент нет...» — отмечает председатель правления БАА.
Это не первый случай, когда нормы, вводимые в рамках евразийской интеграции, бьют по карману белорусских потребителей. Например, с 1 июля 2011 года Минску в рамках тогдашнего Таможенного союза (Беларусь, Россия, Казахстан) пришлось резко поднять таможенные пошлины на ввоз автомобилей для физических лиц, что привело к удорожанию авто. Фактически этот шаг был направлен на поддержку российского автопрома.
Обсудим?