В Беларуси продолжится рост цен на бензин
В пятницу, 17 марта, пресс-служба концерна «Белнетехим» опубликовала комментарий по поводу повышения цен на автомобильное топливо.
«Повышение цен на нефтепродукты жизненно необходимо для НПЗ. Следует понимать, что резкого роста не произойдет, изменение цен будет поэтапным и постепенным», — говорится в комментарии.
Концерн 11 марта повысил стоимость автомобильного топлива, которая не менялась в течение двух лет. Розничные цены на автомобильное топливо увеличились на одну копейку «в связи с изменениями конъюнктуры рынка нефти и нефтепродуктов» и составляют: АИ-92-К5 — 1,12 рубля за литр; АИ-95-К5 — 1,20; ДТ-К5 — 1,24.
Как отмечает пресс-служба, за последнее время конъюнктура нефтяного рынка значительно ухудшилась. Постепенно сокращается соотношение котировок нефти и экспортной корзины нефтепродуктов, что отрицательно влияет на эффективность нефтепереработки.
Кроме того, в России с 2015 года в нефтяной сфере реализуется «налоговый маневр», который приближает цену на нефть для Беларуси к мировой. С января 2015 года по март 2017 года цена нефти для белорусских нефтеперерабатывающих заводов выросла на 75%.
«По всем существующим экономическим законам, увеличение стоимости сырья неизбежно приводит к увеличению стоимости готового продукта. В то же время в Беларуси цены на автомобильное топливо не менялись более двух лет. За этот период в результате девальвации белорусского рубля цены на нефтепродукты в долларовом эквиваленте снизились на 25%», — отмечает концерн.
В частности в январе 2015 года 1 литр автобензина АИ-95 стоил 0,83 доллара, в марте 2017 года — 0,62. Цена 1 литра дизельного топлива снизилась за этот период с 0,86 до 0,64 доллара. Цены, сформированные в начале 2015 года, были рентабельны для производителя при цене нефти около 45 долларов за баррель и курсе белорусского рубля 1,4 рубля за 1 доллар США, отмечается в релизе.
Сейчас цена нефти выросла до 52 долларов за баррель, курс доллара США составляет 1,9 рубля, в полтора раза увеличились акцизы, а новый этап «налогового маневра» на 23,7 доллара ухудшает эффективность нефтеперерабатывающих заводов на каждой тонне сырья.
«В результате действия всех этих факторов — то есть влияния конъюнктуры рынка — рентабельность производства и реализации моторного топлива на внутреннем рынке Беларуси стала отрицательной», — говорится в сообщении.
При этом, отмечают в концерне, в середине марта розничные цены на бензин на российских АЗС уже превысили уровень белорусских цен (в Москве — на 6%, в Смоленске — на 2%). В Украине цена дизельного топлива выше, чем в Беларуси, на 27%, бензина АИ-95 — на 46%. В Литве, Латвии, Польше дизельное топливо дороже, чем в Беларуси, на 75%, бензин АИ-95-К5 — на 85—97%.
«Активная модернизация НПЗ позволила Беларуси первой среди стран СНГ перейти на выпуск моторного топлива самого высокого уровня качества, снизить нагрузку на экологию и уровень производственных затрат. А значит — дать автолюбителям качественное и недорогое автомобильное топливо, — подчеркивает пресс-служба. — Чтобы белорусский потребитель и далее получал продукт самого высокого класса и по умеренной цене, необходимо дальнейшее развитие НПЗ: усовершенствование производства, увеличение глубины переработки нефти, расширение ассортимента и повышение качества выпускаемой продукции до требований перспективных мировых стандартов качества. Только в 2017 году на финансирование инвестиционных проектов белорусской нефтепереработки необходимо направить более 400 млн долларов США».
«НПЗ принимают меры по максимальному сокращению затрат. Но из-за негативных внешних факторов и низких цен на нефтепродукты на внутреннем рынке обеспечение эффективной работы заводов и финансирование их модернизации остаются проблемными вопросами», — отмечает концерн.
Обсудим?