Белорусские семьи продолжают беднеть
Многие белорусы, которые в число бедных не входят, тоже отнюдь не шикуют и живут на очень скромные средства.
За 2016 год реальные располагаемые денежные доходы населения Беларуси снизились на 7,3% к уровню 2015 года. В стране вновь растет количество малообеспеченных семей
Доходы населения уменьшаются с 2015 года. В январе 2016 года снижение составило 5,4% к январю 2015 года, в январе-феврале к аналогичному периоду предшествующего года — 6,4%, январе-марте — 6,5%, январе-апреле — 6,8%, январе-мае, январе-июне и январе-июле — 7%, январе-августе — 7,1%, январе-сентябре — 7,2%, январе-октябре — 7,3%, январе-ноябре — 7,5%, за 2016 год — на 7,3%.
По данным выборочного обследования домашних хозяйств по уровню жизни, проведенного Белстатом, в четвертом квартале 2016 года к малообеспеченным относилось 4,4% семей. В третьем квартале таких семей было 4,1%, в первой половине года — 3,9%.
Доля малообеспеченных семей уменьшалась с 2005 года (12,7%) до 2010 (5,2%), резко увеличившись в 2011 году до 7,3%. Затем доля бедных уменьшалась до 2014 года, когда она составляла 4,8%. По итогам 2016 года доля бедных увеличилась до 5,7%.
Уровень малообеспеченности населения
по данным выборочного обследования домашних хозяйств по уровню жизни; в процентах к общей численности населения
По итогам последнего квартала прошлого года самое большое количество бедных было в Гомельской (6,2%) и Брестской (6%) областях. В Могилевской области — 5,4%, Витебской — 4,9%, Минской — 4,4%, Гродненской — 3,4%. Меньше всего бедных в Минске — 1,4%.
Белорусский порог бедности определяется бюджетом прожиточного минимума (БПМ), который с 1 февраля по 30 апреля 2017 г. составляет в среднем на душу населения 180,1 рубля. Этих денег, по расчетам правительства, должно хватить на минимальный набор продуктов, а также непродовольственные товары и услуги.
Людям, доход которых меньше минимального, предоставляется государственная адресная социальная помощь (ГАСП) — в размере суммы, которой не хватает до БПМ.
В 2016 году помощь была предоставлено в виде ежемесячной поддержки 75 140 нуждающимся, а в виде разовой — 43 982. Еще 119 696 человек получили компенсацию за приобретенные подгузники, 24 451 — за средства технической реабилитации, а 27 172 ребенка до двух лет обеспечивались продуктами питания.
Больше всего ГАСП назначали жителям Гомельской, Могилевской и Брестской областей. Всего ГАСП получили 290 441 человек.
За год число получателей помощи увеличилось более чем на 39 тысяч человек — за 2015 г. ее получателями стали 251,2 тыс. человек, а за 2014 год — 217,8 тыс. человек.
Большинство семей живут менее чем на 500 рублей на человека
Многие белорусы, которые в число бедных не входят, тоже отнюдь не шикуют и живут на очень скромные средства.
Белстат подсчитал располагаемые ресурсы домашних хозяйств, включающие стоимость потребленных продуктов питания, произведенных в личном подсобном хозяйстве, а также полученные в виде различных льгот и выплат. Получилось, что в 2016 году располагаемые ресурсы в расчете на домашнее хозяйство составили 962,3 рубля в месяц (в 2015-м — 910).
Денежные расходы в расчете на домашнее хозяйство составили 906,3 рубля в месяц, из которых 677,7 рубля, или 74,8%, приходилось на потребительские расходы.
Большая часть населения (78,5%) живет за 500 и менее рублей в месяц на человека. В том числе 16,5% — за 400-500 рублей в месяц, 12,5% — за 350-400, еще 15,6% — за 300-350 рублей.
Менее 150 рублей среднедушевых располагаемых ресурсов в месяц в четвертом квартале прошлого года имели 3,1% населения, 150-200 рублей — 7%, 200-250 — 11%, 250-300 — 12,8% (12,7%). 500-600 рублей на человека имеют 9%, более 600 рублей — 12,5%.
Где выход из бедности?
В создавшейся экономической и социальной ситуации в Беларуси необходимо принимать меры для поддержки уязвимых слоев населения и созданию новых рабочих мест, отметил в комментарии для Naviny.by экономический эксперт «Либерального клуба» Антон Болточко.
По его мнению, протесты на улицах — одна из составляющих недовольства людей, миграция рабочей силы — это также отражение неудовлетворенности условиями, которые в Беларуси есть для работников.
Болточко считает необходимым пересмотреть условия предоставления государственной адресной социальной помощи, а также увеличить размер пособия по безработице, ограничив период его получения полугодом.
Фактический уровень безработицы в Беларуси за 2016 год составил 5,8% от экономически активного населения, а это более 200 тысяч человек. На бирже труда стоят почти в пять раз меньше.
«Средства для выплат пособий можно изыскать из сумм, которые идут на поддержку госпредприятий. Пора уже понять, что госпредприятия — это о деньгах, а не о соцподдержке в виде неполной заработной платы», — сказал Болточко.
Министерство труда и социальной защиты уже передало на рассмотрение правительства предложение о страховании граждан от безработицы.
«В нашем предложении мы рекомендуем развивать систему страхования по рыночной модели, где человек получает высокое пособие по безработице. В течение полугода оказавшийся без работы сможет рассчитывать на выплаты в размере 60% от его средней зарплаты на последнем рабочем месте», — сообщил в интервью газете «Рэспубліка» начальник управления политики занятости Минтруда Олег Токун.
Страховой фонд по поддержке безработных, по плану министерства, можно сформировать в рамках действующего Фонда социальной защиты населения без создания отдельной структуры.
Выплаты в счет страхования от безработицы, так же как и в счет социального страхования, предполагается сделать обязательными, однако получить пособие можно будет только после регистрации в службе занятости в качестве безработного.
«Мы просчитали, что ежемесячный взнос должен составлять 0,5% от фонда оплаты труда. При этом предлагаем платить эту сумму поровну — и нанимателю, и работнику. То есть работник вместо 1% в ФСЗН должен будет платить 1,25%. Мне кажется, что это несущественное увеличение, учитывая, что человек получает реальную защиту от безработицы. И наниматели, думаю, тоже будут не против, поскольку это снимет с них определенный груз социальной ответственности за увольняемых работников», — пояснил Токун.
Не давите бизнес — будут новые рабочие места
Как считает Антон Болточко, в настоящее время, когда наблюдается не самый благоприятный тренд в части изменений условия жизни людей, властям пора реально взять за реализацию не раз озвученных планов по созданию рабочих мест, которые бы отличались высокой зарплатой:
«Вопрос только в подходах, которые использует государство. Власти не хотят менять условия ведения бизнеса, который чаще всего и есть источник новых рабочих мест, где используется высококвалифицированный труд, предлагается обучение».
Необходимо развивать самозанятость, «не давить предпринимателей разными законодательными актами, а дать людям заработать».
Например, изменить систему отчисления в ФСЗН, исключив из периода уплаты в фонд время, в течение которого ипэшник не работает: «Надо признать, что в настоящее время создание ИП — это вариант выхода из сложной ситуации, например, после увольнения. При условии, конечно, если создать такое предприятие будет просто».
Параллельно необходимо вести работу с малым, средним и крупным бизнесом в части упрощения экономических условий, подчеркнул эксперт.
Обсудим?