Михаил Пастухов. ДЕ-ЮРЕ. Нам нужна новая Концепция судебно-правовой реформы
Как показали результаты соцопросов на сайте Верховного суда в конце 2016 года, свыше 95% респондентов не доверяют судам.
Михаил ПАСТУХОВ
Профессор учреждения образования «БИП-Институт правоведения». Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь, судья Конституционного суда Республики Беларусь первого состава (апрель 1994 — января 1997 гг.). Эксперт по вопросам судоустройства, судопроизводства, конституционного и европейского права. Один из разработчиков Концепции судебно-правовой реформы, проекта Конституции 1994 г., закона «О Конституционном суде Республики Беларусь» 1994 г.
23 апреля исполнилось 25 лет со дня, когда парламент страны — Верховный Совет Республики Беларусь 12-го созыва — утвердил Концепцию судебно-правовой реформы. В постановлении, подписанном Станиславом Шушкевичем, проведение Концепции признавалось «…одним из важнейших направлений деятельности высших органов государственной власти и управления».
Концепция «не пошла»
Мне довелось быть одним из разработчиков Концепции судебно-правовой реформы. Нас, группу юристов из разных органов и сфер деятельности, пригласил для работы над проектом председатель комиссии по законодательству Дмитрий Булахов. Мы быстро и успешно справились с поставленной задачей и подготовили многостраничный проект Концепции. Он прошел предварительное обсуждение и был почти единогласно одобрен депутатами парламента.
Основными целями судебно-правовой реформы провозглашались: «создание правовой системы, способной обеспечить функционирование правового государства; утверждение самостоятельной и независимой судебной власти…; воплощение в законодательстве демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов…».
Что намечалось в Концепции? Основным звеном судебной системы предлагалось сделать межрайонные (окружные) суды. Такое построение судов должно было вывести их из-под влияния местных органов власти, выровнять нагрузку судей и обеспечить их специализацию. Дела должны были рассматриваться как единолично судьями, так и в составе трех профессиональных судей. Предусматривалось создание суда с участием присяжных заседателей.
В Концепции содержалась установка на специализацию судов. В частности, говорилось о создании судов по делам несовершеннолетних, судов по трудовым спорам. Специализация должна была получить развитие и в практике хозяйственных судов.
Разработчики Концепции определили также назначение и полномочия Конституционного суда, хотя он был образован лишь два года спустя. Так, среди полномочий этого суда называлось право давать толкование норм Конституции (однако это положение не нашло поддержки при разработке и принятии закона «О Конституционном суде Республики Беларусь»).
Предметом судебно-правовой реформы были также вопросы, связанные с деятельностью органов дознания и предварительного следствия, прокуратуры, адвокатуры, собственно органов юстиции, а также вопросы, связанные с совершенствованием законодательства.
К сожалению, депутаты Верховного Совета не смогли обеспечить реализацию положений Концепции и преодолеть «саботаж» со стороны руководителей судов и правоохранительных органов, которые, естественно, не были заинтересованы в изменении привычной для них системы.
После прихода к власти Александра Лукашенко идеи судебно-правовой реформы были окончательно сняты с повестки дня. Новое законодательство, в том числе новая редакция Конституции, сохранили прежнюю систему судов, органов МВД, КГБ, прокуратуры, предварительного следствия, адвокатуры, нотариата.
Почему нужна реформа судов?
За прошедшее время мы не раз видели, что из себя представляют наши суды. Как показали результаты соцопросов на сайте Верховного суда в конце 2016 года, свыше 95% респондентов не доверяют судам. И это вполне обоснованно.
На мой взгляд, нынешние суды давно утратили качества, присущие органам правосудия, а именно: независимость, беспристрастность, справедливость. Доказательством тому могут быть массовые судебные процессы над участниками мирных акций 25 и 26 марта с.г. По данным правозащитных организаций, только за 27 марта судами Минска были осуждены 148 человек, задержанных во время акций. И что показательно, все они были подвергнуты жестким мерам взыскания: штрафам (от 2 до 50 базовых величин) и арестам (от 5 до 25 суток). И ни одного оправдания! При этом практически все материалы административных дел основывались на показаниях свидетелей-сотрудников милиции, «прикомандированных» к судам.
Эти процессы трудно признать судом. Нередко вся процедура разбирательства занимала 10-15 минут. Задержанного доставляли под конвоем в кабинет судьи, где устанавливались его данные, формально разъяснялись права, формулировалось обвинение, заслушивалось мнение «правонарушителя», приглашались два «штатных» свидетеля, которые бубнили что-то о неподчинении требованиям милиции, о нецензурной речи, о выкрикивании лозунга «Жыве Беларусь!». Этого судье было достаточно для оглашения вердикта об аресте на 10-15 суток. После этого гражданина отвозили обратно на в Центр изоляции правонарушителей для отбывания срока.
По наблюдениям правозащитников, 14 судей, которые раньше были включены в список «невъездных» в страны ЕС, продолжают выносить политически мотивированные решения. Среди них «рекордсменами» являются Валерий Есьман, Виктор Казак, Татьяна Мотыль (см.: Хто судзіць? // «Новы час», № 15, 21.04.2017 г.).
Похоже, что белорусское общество увидело, что нынешние судьи только по форме напоминают судей, а на самом деле это — чиновники из числа юристов, назначенные на должность главой государства и действующие от его имени и в его интересах.
Все правоохранительные органы, начиная от судов и заканчивая органами внутренних дел, превратились в обслугу единоличной «вертикальной» власти. Разница между этими органами состоит лишь в том, что они выполняют разные функции в репрессивной политике власти и их сотрудники одеты в разные формы.
Нужны другие суды и судьи
Пришло время подумать об обновлении судов и других правоохранительных органов, привести их в соответствие с международными стандартами и опытом зарубежных стран. Для этого нужно подготовить и принять новую Концепцию судебно-правовой реформы. Ее цели, в принципе, должны остаться прежними, как провозглашалось в Концепции 1992 года.
Это вполне посильная задача для группы независимых и авторитетных юристов, которые заинтересованы в демократических преобразованиях Беларуси. Лично я сочту за честь войти в состав этой группы и стать «дважды разработчиком» Концепции.
Как сделать суды независимыми и свободными тоже известно. Рецепт совсем простой — судей надо избирать, а не назначать. Лучшими выборщиками судей в современных условиях могут быть депутаты парламента (в отношении судей высших судов), а также депутаты местных органов самоуправления (в отношении судей нижестоящих судов). Они могли бы безошибочно определить лучших из представленного списка претендентов. В этот список следует включить всех юристов, которые хотят стать судьями, отвечают предъявляемым требованиям и сдали квалификационный экзамен.
Судей надо тщательно отбирать. Для этого они должны отвечать как минимум следующим требованиям: 1) иметь гражданство Беларуси, 2) быть не моложе 30 лет, 3) знать белорусский язык, историю и культуру, 4) успешно сдать квалификационный экзамен, 5) иметь рекомендации правозащитных организаций или авторитетных юристов.
Выборы судей должны открыть возможность для притока на судебную работу новых юристов и обеспечить их ротацию наиболее достойными кадрами. За короткое время мы сможем обновить на 100% судебный корпус страны.
Украшением новой судебной системы должен стать суд с участием присяжных заседателей. Его следует учредить по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, где обвиняемый не признает себя виновным в совершении преступления.
Участие в качестве присяжного заседателя может стать новой конституционной обязанностью граждан страны.
Понятное дело, что такие планы могут быть реализованы при условии появления в стране легитимного демократического парламента, а также полноценных органов местного самоуправления. Для этого нужны свободные и честные выборы.
Вот их и будем ждать, наблюдая произвол в работе органов милиции, следствия, прокуратуры и судов и параллельно подготавливая основу для последующих преобразований. Без легитимного фундамента власти — представительных органов — нельзя создать производные от них органы исполнительной и судебной власти.
Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения». |
Обсудим?