Борьбу государства с теневой экономикой оплатят банки
Банки могут обязать передавать в налоговые органы сведения о движении средств по счетам всех юрлиц и индивидуальных предпринимателей.
Министерство по налогам и сборам хочет получить банковские данные обо всех транзакциях субъектов хозяйствования. Белорусские банки, по информации БелаПАН, уже подсчитали, что реализация этой инициативы обойдется им в копеечку. Но если власти придут к выводу, что предложение МНС позволит эффективнее бороться с теневой экономикой, то на расходы банков вряд ли кто-то станет обращать большое внимание.
Исчезающая банковская тайна
На прошлой неделе белорусские банкиры получили письмо из МНС и узнали, что министерство по налогам и сборам готовит изменения в Налоговый кодекс, согласно которым банки будут обязаны передавать в налоговые органы сведения о движении средств по счетам всех юрлиц и индивидуальных предпринимателей.
Действующая практика такова, что коммерческий банк обязан представить информацию о движении денежных средств по счетам предприятий в налоговые органы в том случае, когда сумма операций за месяц превышает 5000 базовых величин (115 тысяч рублей).
Однако налоговым органам этих данных показалось мало — МНС предлагает убрать существующее ограничение и обязать коммерческие банки передавать в налоговые органы все (!) сведения о движении денежных средств по счетам.
По мнению МНС, это даст возможность налоговым органам «проводить проверку сведений, заявленных в налоговых декларациях, в рамках камерального контроля путем их сверки и сопоставления с информацией, имеющейся в информационных ресурсах налоговых органов, в том числе в электронных счетах-фактурах».
Анализ таких данных, считают в МНС, позволит «установить финансово-хозяйственные связи между взаимозависимыми лицами, что способствует выявлению и пресечению схем уклонения от налогообложения».
В общем, если коротко, данная инициатива — очередная мера по борьбе с теневой экономикой. Обязав банки предоставлять всю информации о счетах предприятий, МНС тем сам хочет найти схемы, существование которых ведет к выпадению доходов бюджета.
Белорусские банки на своем уровне уже предварительно обмозговали инициативу министерства по налогам и сборам и готовятся к дополнительным расходам в связи с ее реализацией.
«Вручную искать запрашиваемую информацию нереально. Потребуется существенная техническая доработка программного обеспечения, что однозначно приведет к дополнительным расходам. Для банков это всегда болезненно в финансовом плане», — рассказал БелаПАН эксперт в банковских кругах.
По предварительным оценкам банков, расходы на доработку программного обеспечения будут не такими огромными как в случае с подготовкой к деноминации или переходом к новой нумерации счетов IBAN.
«Существуют варианты как более затратные, так и менее затратные для нас. Время покажет, насколько позиция банков будет учтена», — отметил в беседе с корреспондентом БелаПАН топ-менеджер одного из банков.
Белорусские бизнес-союзы заявляют, что в случае, если банки обяжут предоставлять налоговым органам всю информацию о транзакциях предприятий, то о банковской тайне таких сведений можно будет забыть. Хотя формально она сохранится.
«По закону, если будет принят соответствующий нормативный акт, раскрытие информации о счетах предприятий налоговым органам не будет трактоваться как нарушение банковской тайны. Однако с точки зрения духа закона тут есть вопросы, поскольку речь идет о предоставлении всей информации о финансовых потоках по всем клиентам», — считает эксперт БелаПАН в банковских кругах.
Административный ресурс чреват побочными эффектами
Участники финансового рынка сходятся во мнении, что весь массив банковских данных налоговым органам нужен для борьбы с элементами теневой экономики.
Чтобы противостоять ее проявлениям, в Беларуси применялись в последние годы разные методы: и наличный денежный оборот государство административно сокращало, и сферу применения упрощения системы налогообложения сужало, и борьбу тунеядцам объявляло.
А теперь вот и «связи между взаимозависимыми» субъектами хозяйствования МНС с помощью банковских данных собирается искать, чтобы выявлять и пресекать схемы уклонения от налогообложения.
По его мнению, правильно было бы провести специальное исследование на национальном уровне, чтобы оценить более-менее точно масштабы теневой экономики в стране.
«После этого можно будет дать ответ, с какими проявлениями теневой экономики стоит бороться, а в каких случаях такая борьба по экономическим причинам нецелесообразна», — считает Игорь Пелипась.
Последние социологические данные косвенно указывают на то, что масштабы теневой экономики в Беларуси немаленькие.
В ходе опроса более 400 предприятий малого и среднего бизнеса (опрос проводился в апреле-мае по заказу Исследовательского центра ИПМ) четверть опрошенных заявили, что факты теневого оборота распространены широко или повсеместно.
Любопытен и другой полученный результат — 36% опрошенных указали, что также широко или повсеместно в стране распространена практика выплаты зарплат в конвертах.
Пополнить Фонд социальной защиты населения государство попыталось в последние годы путем борьбы с так называемыми тунеядцами. Предполагалось, что эта борьба позволит «заставить всех работать», и за счет увеличения количества работников, официально занятых в экономики, вырастут и отчисления в пенсионный фонд.
Однако в этом году декрет, в котором перечислены методы борьбы с тунеядцами, был отправлен на кардинальную переработку.
«Методы борьбы с теневой экономикой нужно оценивать с учетом побочных эффектов, которые возникнут в случае их внедрения. Борьба с тунеядцами — яркий пример того, что издержки, связанные с их поиском, оказались высокими, а эффект борьбы с ними сомнительным», — отмечает Екатерина Борнукова.
По мнению эксперта, в процессе борьбы с теневой экономикой государству следует делать ставку не на административный ресурс, а на создание условий, которые будут мотивировать предпринимателей легализовать свой бизнес.
«В 2009 году Беларусь перешла на плоскую шкалу взимания подоходного налога, за счет чего, как показали поступления средств в бюджет, часть доходов населения удалось вывести из тени. Это свидетельствует о том, что необходимо не только бороться с теневой экономикой административными метолам, но и создавать стимулы, которые будут мотивировать субъектов хозяйствования выходить из тени», — резюмировала Екатерина Борнукова.
Обсудим?