Как белорусская власть делает вышиванку частью системы
Пять отличий госвышиванки от настоящей.
Государственный телеканал в сюжете о моде на белорусские вышиванки замазал «Погоню», бело-красно-белый флаг и почему-то изображение украинского трезубца. То есть вышиванку уже можно вовсю пиарить, а «Погоню» пока нельзя даже показывать. Белорусская власть присваивает и трансформирует символы и ценности, по которым ранее идентифицировались оппоненты режима.
Naviny.by присмотрелись к процессу мягкой белорусизации и попытались выяснить, чего боится власть.
2 июля, накануне Дня независимости, по стране прокатились официальные дни вышиванок под предводительством государственного союза молодежи — БРСМ. В вышиванки оделись представители МИД и дипмиссий. Представители идеологического аппарата дарили вышиванки младенцам в роддомах. Государственной символикой, стилизованной под народную вышивку, украсили столицу. Эти акции дружно освещались государственными СМИ.
Мягкая цензура мягкой белорусизации
Монополизацию вышиванок власть проводит с осторожностью, озираясь. Иначе чем объяснить цензуру на госТВ, которую заметил и обнародовал Павел Белоус — участник ток-шоу о патриотизме «Что происходит» на канале СТВ. Он был приглашен на съемки как старейший законодатель моды на вышиванки в Беларуси.
Павел Белоус — руководитель культурного проекта «АртСядзіба» и магазина национальной символики Symbal.by — посмотрел эфир передачи 2 июля и заметил: авторы передачи при монтаже замазали изображения «Погони», бело-красно-белого флага и украинского трезубца. Также самые горячие, спорные моменты съемок не были показаны зрителям. Из эфира были вырезаны слова участников о том, что первые неофициальные дни вышиванок проходили под надзором спецслужб; что патриотизм и формирование нации должны происходить на основе белорусской мовы; о том, что парады не нужны с учетом экономического кризиса.
Naviny.by связались с ведущим передачи Егором Хрусталевым, чтобы спросить, по какому принципу редакция решает, что оставить в кадре, а что замазать.
«Замазывают бренды, ценники и то, что может вызвать конфронтацию. Если речь идет об украинских символах, то во избежание лишних вопросов и проблем так и сделали. Суть же была в его [Белоуса] интервью, именно в том, что он придумал День вышиванки. И он большой молодец! Программа обычно в прямом эфире. Это редкое исключение. В эфире бывают высказывания и более резкие и откровенные. Просто на это не обращают внимания в сети. То, что вырезали, было просто некрасиво — балаган ни о чем. Перешли от вышиванки к языку, перешли на личности, потеряли суть беседы», — ответил Егор Хрусталев.
«Замазванне сімвалаў, пад якімі ўтварылася нашая краіна, атрымала незалежнасць, пад якімі прымаў прысягу першы прэзідэнт Беларусі Лукашэнка — гэта самы яркі паказчык адсутнасці патпрыятызму тых, хто прымаў рашэнні не дапусціць да эфіру сімвалы “Пагоня” і бел-чырвона-белы сцяг. Бо як ты можаш быць патрыётам, калі не паважаеш гісторыю сваёй краіны», — каментуе сітуацыю Павел Белавус.
Пять признаков «правильной» вышиванки
Мода на вышиванки в Беларусь пришла естественным образом — снизу. Пять лет назад молодой белорус, патриот, пиарщик и журналист Павел Белоус с товарищами запустил культурный арт-проект «АртСядзіба». Молодые люди проводили активности по популяризации белорусской мовы и культуры. Мода на вышиванку в Украине и запрос в белорусском обществе на идентифицирующие национальные символы подтолкнули ребят к идее провести День вышиванки.
Первый праздник прошел в 2014 году. Государство подхватило вышиваночное знамя два года тому на фоне военного конфликта в Украине. С тех пор власть стала сама активно одеваться в вышиванки. Так что в итоге национальный орнамент все больше стал походить на советскую реплику.
Нетрадиционные цвета. В белорусском народном костюме вышивка выполнялась на белом фоне красными, реже синими нитями. Госвышиванки бывают исполнены зелеными и красными цветами — по аналогии с расцветкой современного государственного флага.
Орнамент — набор знаков, из которых складывается замысловатый рисунок. Народный костюм имеет орнамент на каждый случай жзизни, часто выполняет функцию оберега. В государственных вышиванках чаще всего используется рисунок с госудраственного флага. Видимо, именно он считается у властей эталонным.
Смысловая нейтральность. В свободной культуре вышиванки идут рука об руку с белорусской мовой, логично увязываясь с гербом «Погоня» и бело-красно-белым флагом как древнейшими символами белорусской государственности и идентичности. В официальной культуре из этого комплекса оставили одну вышиванку — как менее спорный и «опасный» символ. Почему? Вспомним, что сказал Хрусталев: «Чтоб не вызвать конфронтации».
Вот пример действия этой установки. В репортаже СТВ о дне вышиванки все эксперты пользуются мовой. Исключение — Максим Рыженков, первый заместитель главы Администрации президента. Он, одетый в вышиванку, говорит по-русски: «На нашей земле меняются законы, меняются государства. Но самое главное, у нас оставался стержень народа. А стержень — дорога. Это наши традиции, это наши символы, это наше понимание жизни. Через все века это всё проходило через наш белорусский орнамент. Очень важно, что через века мы его сохранили».
Формальность продвижения. Для популяризации вышиванки характерен государственный стиль исполнения. Как замечает Павел Белоус, у исполнителей и креативщиков «глаза не горят». Программа Дня вышиванки в 2017 году была почти полностью идентична программе 2016-го. БРСМ продолжает эксплуатировать потенциально эмоциональные, трогательные сюжеты.
В итоге искаженная идеологическая нагрузка. Первоначальный смысл вышиванки как символа в том, чтобы «показать, что я — белорус». Но в государственном исполнении мы видим мало современных белорусов. В вышиванках — чиновники да правильные студенты. Обычных, а не специально привлеченных людей не хватает. Государство как бы боится отпустить контроль и дать вышиванке свободный диплом: использует ее как выпускников на распределении. Потенциал символа скуднеет, его крылья опускаются, смысловые пустоты заполняют государевы люди.
«Патрыятызм — у аб’яднанні. У нас і так усё падзелена: правільныя і няправільныя журналісцкія арганізацыі, пісьменнікі, мастакі, дні вышыванак. Вось раней мы [Symbal.by] праводзілі няправільныя дні вышыванак, а на правільны нас не запрасілі, хаця мы і прасіліся. І 2 ліпеня мы правялі акцыю, калі гульцы футбольнага клуба “Дынама” на выкананне гімна выйшлі ў нашых вышыванках», — говорит Павел Белоус.
Увы, но приходится констатировать: сейчас, с точки зрения белорусских властей, вышиванка — без мовы, истории и горящих глаз — это функциональный костюм, по типу милицейского или военного, снимая который, ты становишься собой, а надевая — частью системы.
Фото vk.com/molodezh_belarusi
Обсудим?