В Беларуси дискриминируют студентов частных университетов
Льготный кредит на учебу могут взять только студенты государственных вузов.
Практически все белорусские вузы предоставляют скидку на обучение особо успевающим и активным студентам. А вот льготный кредит на обучение под 6% годовых могут взять только те, кто учится в государственных вузах, университете Федерации профсоюзов Беларуси и потребительской кооперации.
При этом кредит на обучение под 12%-27% годовых можно взять вне зависимости от формы обучения.
Такой подход к кредитованию обучения член Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев считает дискриминационным:
«Получается, что льготный кредит выдается на платное обучение, но только не студентам частных вузов. Это дискриминация по форме собственности. Проблема в том, что для многих дискриминация не заметна, к сожалению, белорусов социальная дискриминация не волнует, хотя должна беспокоить. В результате произвол власти в разных сферах становится нормой жизни для белорусов».
Владимир Дунаев обратил внимание, что существует также проблема неравных прав выпускников в зависимости от того, учились они платно или нет. Согласно проекту Кодекса об образовании, все выпускники государственных вузов при желании могут получить статус молодого специалиста. Однако студенты негосударственных вузов такой возможности иметь не будут даже согласно проекту.
Среди льгот молодым специалистам — выплаты в размере тарифной ставки первого разряда (31 рубль) педработникам и медикам. При поступлении на работу выплачивается денежная помощь в размере месячной стипендии, есть небольшие компенсации для тех, кто меняет место жительства в связи с распределением или едет работать в зону, пострадавшую от аварии на ЧАЭС.
Даже с учетом того, что преференции в связи со статусом молодого специалиста призрачны, выпускники должны иметь одинаковые условия трудоустройства, считает Дунаев.
«В Дорожной карте, которую Беларусь подписала при вхождении в Болонский процесс, прямо написано, что в Беларуси необходимо преодолеть разные формы неравенства, — сказал эксперт.
Поскольку Беларусь не выполняет положения Дорожной карты, Общественный Болонский комитет считает необходимым продлить срок выполнения, чтобы Беларусь имела возможность выполнить свои обязательства.
«Государство должно брать на себя обязательства, которые уравнивали бы выпускников в праве на труд. Причем это должно происходить не путем навязывания этого рабочего места и принудительный труд, а через другие инструменты. Например, может использоваться квотирование рабочих мест, поощрение работодателя, который берет на работу молодого работника, например, снижение размера отчислений в ФСЗН на определенный период», — отметил Дунаев.
Он напомнил, как руководство БРСМ выступало с инициативой позволить работодателям, которые взяли на работу члена организации, не платить отчисления в Фонд социальной защиты населения (34% от заработка).
«Эта хорошая идея, если ее распространить на всех выпускников для поощрения работодателя нанимать на работу молодых специалистов», — сказал Дунаев. Он считает, что в Беларуси «дискуссия по поводу судьбы выпускников носит уродливый характер».
Он пояснил свою точку зрения: в обществе бытует мнение, что отменить распределение — значит, предоставить выпускников самих себе. Меж тем это неправильно, государство не должно уклоняться от своих обязательств по поддержке выпускников.
Чтобы такая поддержка была действенной, должны быть сближены образовательные и профессиональные стандарты путем разработки национальной рамки квалификаций, «процесс принятия которой идет крайне медленно». Меж тем это необходимо для того, чтобы молодые люди учились в университетах тому, что им пригодится на практике, а не только получали общие теоретические знания.
Владимир Дунаев также обратил внимание на то, что у студентов, по сути, нет права на работу. Разрешить или не разрешить работать студенту, решает руководство вуза. Меж тем для приобретения практических знаний, коммуникационных навыков, формирования социальных связей работа во время учебы имеет большое значение.
«Задача государства сделать все, чтобы повысить конкурентоспособность выпускников и помочь им получить место работы без насильственного трудоустройства и использования принудительного труда», — заключил Владимир Дунаев.
Обсудим?