Беларуси нечего предложить Индии, кроме калийных удобрений
По большому счету у Беларуси просто нет интересных для Индии масштабных предложений.
Не похоже, что состоявшийся 11-12 сентября очередной визит Александра Лукашенко в Индию стал прорывным.
Эти отношения складываются таким странным образом, что белорусский руководитель посещает Индию довольно редко — раз в десять лет, зато достаточно часто принимает оттуда гостей.
При этом каждый раз риторика звучит самая возвышенная. Так, в 2005 году на встрече с вице-спикером индийского парламента было заявлено, что «Индия является для Беларуси не просто приоритетом из приоритетов, но и ориентиром во внешнеполитической стратегии нашего государства».
В то же время с конкретным подтверждением подобных деклараций существуют определенные сложности даже в чисто формальном плане. Например, после состоявшегося два года назад первого посещения Минска индийским президентом серьезных контактов не было. Вряд ли можно считать таковыми прошлогодние мероприятия вроде первого заседания совместной белорусско-индийской рабочей группы по сотрудничеству в сфере образования или поездки парламентской делегации во главе со спикером верхней палаты Михаилом Мясниковичем.
Поэтому ожидалось, что нынешний визит даст ответы на имеющиеся вопросы, но в итоге, скорее, возникли новые.
Прежде всего, фактически все встречи состоялись в один день, что, как правило, для официальных визитов не характерно. Наверное, главнокомандующий хотел вернуться в страну к началу уже нашумевших учений «Запад-2017», но тогда, наверное, стоило бы начать визит на день раньше. Хотя, возможно, в то время были заняты уже хозяева…
Впрочем, главное все же заключается в содержательной части переговоров. Но и здесь каких-то заметных событий не наблюдалось. Даже на основании чрезвычайно подробного описания в официальных источниках стандартных для встреч такого ранга церемониальных вещей можно сделать вывод, что более важных моментов было немного.
Кроме того, обратила на себя внимание крайняя скудость информации о встрече белорусского лидера с коллегой — президентом Рамом Натхом Ковиндом. Судя по всему, она явно стала чисто ритуальной.
Это, впрочем, не удивительно, поскольку в Индии большинство властных полномочий осуществляется правительством во главе с премьер-министром. Однако и беседа с премьером Нарендрой Моди каких-то особо примечательных результатов, похоже, не принесла.
Трудно назвать прорывными и подписанные там документы: программу сотрудничества в сфере культуры на 2018-2020 годы, меморандум о взаимопонимании о сотрудничестве в сфере профессионально-технического и среднего специального образования, меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в сфере молодежной политики…
Точно так же не слишком впечатляет и достигнутая договоренность по вопросам увеличения поставок калийных удобрений. Дело в том, что они наряду с азотными и так составляют основу белорусского экспорта в Индию. Даже наши знаменитые грузовики и трактора не пользуются большим успехом, хотя индийцам они должны быть хорошо знакомы еще по советским временам.
Это, между прочим, лишний раз подтверждает, что ламентации по поводу потерь бывших советских рынков сбыта некорректны. Если бы та же Индия действительно нуждалась в белорусских тракторах, ничто не мешало бы ей продолжать их приобретать. Не исключено, что тогдашние поставки были частью какой-то более общей сделки, которая в новых условиях перестала быть актуальной.
Еще одной проблемой остается низкий для торговли с третьей экономикой мира объем взаимного товарооборота. Можно, правда, вспомнить, что и с первой экономикой мира, американской, этот показатель у нас далек от желаемого, но в том случае сильно влияет политическая конъюнктура, что в случае с Индией полностью отсутствует: Нью-Дели никогда не критиковал белорусский режим за нарушения прав человека.
Тем не менее, в течение последних лет, несмотря на многочисленные призывы и обещания, товарооборот колеблется в пределах от 400 до 500 млн долларов, в основном со сравнительно небольшим положительным сальдо для нашей страны.
Таким образом, можно констатировать, что в целом белорусско-индийское сотрудничество не соответствует потенциальным возможностям. Поскольку политических препятствий как будто нет, а давние дружественные связи, напротив, в наличии, то остается предположить, что одна из причин заключается во влиянии неких внешних сил.
При этом долго искать их не нужно. Хорошо известно, что у Нью-Дели отношения с Пекином и Исламабадом напряженные. В частности, буквально за три дня до приезда высокого белорусского гостя главнокомандующий индийской армии генерал Бипин Рават предупредил, что его страна должна быть готова вести войну на двух фронтах — с Пакистаном и с Китаем.
Кстати, как-то даже странно, что официальный Минск, который в последнее время пытается играть роль посредника чуть ли не во всех международных конфликтах, не предложил здесь свои услуги.
Как известно, руководство Беларуси называет Китай стратегическим партнером. Да и на пакистанском направлении в последнее время активность возросла. Поэтому, возможно, официальный Минск не хочет ставить партнерство с Пекином и Исламабадом под удар, вступая в чересчур тесное взаимодействие с их противником.
Но, скорее всего, существеннее то, что по большому счету у Беларуси просто нет интересных для Индии масштабных предложений.
Обсудим?