Пишется: «Реформы в нашей стране начнутся только тогда, когда их проведения потребует народ – рабочие заводов, пенсионеры и студенты, врачи и учителя. Иными словами, тогда, когда риск непроведения реформ будет превышать риск от их проведения. Но пока «народ безмолвствует». Совсем как у Пушкина.
Читать полностью:
https://naviny.by/rubrics/opinion/2016/1/3/ic_articles_410_190621/ .»
== Не совсем как у Пушкина и не совсем как у Карамзина: https://otvet.mail.ru/question/80371595
Оба сохранившихся до нашего времени автографа трагедии завершаются не этой канонической ремаркой, а возгласом народа: «Да здравствует царь Дмитрий Иванович!» . Ремарка появилась лишь в первом издании «Бориса Годунова» на рубеже 1830—1831 гг.
Это произошло под влиянием Н. М. Карамзина.
Выражение «народ безмолвствует» встречается в карамзинской «Истории» несколько раз, где повествуется о главнейших, переломных моментах русской истории. Народ безмолвствует у историографа при крещении Руси и свержении языческих идолов (X в.) , при снятии вечевого колокола во вчера еще вольном Новгороде (XV в.) , в «смутное время» , когда Лжедмитрий I посылает на казнь Василия Шуйского (XVII в.) .
Историк вовсе не толкует безмолвие как знак народной покорности, смирения и непротивления. Как видим, значение формулы совершенно иное. Народное безмолвие становится характерным признаком тридцатилетнего тиранства и, следовательно, захватывает годы правления Ивана Грозного. Нетрудно догадаться, что словосочетание «народ безмолвствует» и в предшествующих томах «Истории государства Российского» нередко наполнено тем же смыслом — это знак «тайной, всегда опасной ненависти к жестоким властителям»
«Борис Годунов» первым своим изданием выходит с посвящением: «Драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина сей труд гением его вдохновленный с благоговением и благодарностию посвящает А. Пушкин» .