Нужно использовать кино для популяризации не только Минска, но и всей Беларуси, — кинокритик
Белорусской столице необходимо активнее добиваться популярности посредством возможностей кинематографа, заявил БелаПАН кинокритик Антон Сидоренко.
12 августа Сидоренко провел для журналистов образовательную экскурсию по центру Минска, рассказав о кинематографическом прошлом и настоящем столичной архитектуры, людях, которые создавали белорусский кинематограф, а также о роли главного города страны в истории отечественного, советского и мирового кино. Мероприятие было организовано в рамках фестиваля «Классика у ратуши с velcom» и предварило субботний концерт, который будет посвящен музыке из лучших советских кинофильмов.
Кинокритик отметил, что Минск является достаточно популярным городом среди зарубежных кинематографистов.
«Еще в конце 1990-х режиссер Валерий Тодоровский открыл Минск для сериала «Каменская». За ним поехали другие кинокомпании. У нас создалась небольшая индустрия, которая пользуется успехом у зарубежных кинематографистов. Это влечет за собой не только культурный и политический эффект узнавания страны, но и экономический, потому что люди приезжают сюда работать, платят деньги нашим специалистам, многие наши актеры стали известными благодаря российским сериалам», — сказал он.
В то же время Сидоренко считает, что благодаря зарубежным кинематографистам Минск зачастую лишь мимикрирует под другие российские и западноевропейские города, лишаясь собственного имени.
«Очень часто Минск не указывается в титрах. Сюжет развивается в абстрактном российском городе, в Москве, может быть, даже в Германии или Чехии, как это было с Троицким предместьем в телесериале «Каменская», и люди не знают, что это Минск. В том же фильме «Стиляги» проспект Независимости был превращен в московскую улицу Тверскую, которая тогда называлась улицей Горького», — сказал он.
Самым ярким примером, раскрывающим образ Минска и его архитектуры, Сидоренко назвал фильм «Любимая» (1965) режиссера Ричарда Викторова и оператора Юрия Марухина, снятый «Беларусьфильмом». Его действие происходит «в строящемся прекрасном, солнечном и ярком Минске 1960-х годов».
«Мы мало говорим о том, что наш город красивый, интересный и очень удобный для киноиндустрии, — подчеркнул кинокритик. — Удобный он в первую очередь с точки зрения логистики — небольшой и компактный, удобно передвигаться. Он близок к Москве, поэтому актеры могут ездить на съемки. В перспективе он близок к любой европейской столице — несколько часов на самолете. Здесь есть удобные локации, инфраструктура. За 20 лет, что у нас снимают кино, появились частные компании, которые обслуживают съемки… В плане архитектуры у нас есть несколько исторических периодов, которые мы можем эксплуатировать в качестве декораций, это наше преимущество. Но нужно брать шире Минска — всю Беларусь, ведь у нас есть замки, костелы, природа».
По словам Сидоренко, кино является универсальным средством для того, чтобы поведать о городе и стране в целом, оно популяризирует их как никакой другой вид искусства. Кинокритик привел в качестве примера известный фильм американского кинорежиссера и актера Вуди Аллена «Вики Кристина Барселона», который непосредственно к Барселоне не привязан.
«Почему же в названии фигурирует Барселона? Потому что департамент по туризму Каталонии оплатил часть съемок этого фильма. Таким образом, и без того популярная Барселона стала еще более популярной, например, в США», — сказал Сидоренко.
Обсудим?