Сомнительные льготы. Абитуриентов вербуют на непрестижные специальности
«Я не могу представить, кто эти люди, которые хорошо учатся, побеждают на олимпиадах, а потом выбирают специальность «Лесное хозяйство».
Министерство образования пытается привлечь абитуриентов на востребованные экономикой специальности. Но способы, которые оно применяет, вызывают, мягко говоря, недоумение.
Выиграй международную олимпиаду и стань агрономом
Согласно постановлению Минобразования от 20 марта 2017 года № 25, без вступительных испытаний будут зачислять на наиболее востребованные экономикой 25 специальностей.
Среди них: «технический труд и предпринимательство», «технологическое оборудование машиностроительного производства», «металлургическое производство и материалообработка», «химическая технология переработки древесины», «агрономия», «лесное хозяйство».
На эти специальности без вступительных испытаний могут быть зачислены золотые и серебряные медалисты, а также выпускники профессионально-технических и средних специальных учреждений образования, имеющие диплом с отличием.
Поступать без экзаменов могут и победители международных олимпиад и республиканской олимпиады по учебным предметам, для которых данный предмет определен вторым предметом профильного испытания, а также победители областного и Минского городского этапа республиканской олимпиады по учебным предметам.
Репетитор по математике Евгений Ливянт считает неэффективным привлечение абитуриентов на определенные специальности через предоставление такого рода преференций.
«Помните фильм «Д'Артаньян и три мушкетера»? — спрашивает он. — Вот мне хочется повторить вслед за героем этого фильма: «Имя, сестра, имя!». Я не могу представить, кто эти люди, которые хорошо учатся, побеждают на олимпиадах, а потом выбирают специальность «Лесное хозяйство». Опыт вступительных кампаний последних лет показывает, что на специальности, которые указаны в документе, очень низкие проходные баллы».
Например, в прошлом году на «лесное хозяйство» в Белорусский государственный технологический университет можно было поступить, набрав 131 балл из 400 возможных. Чтобы стать студентом по специальности «химическая технология переработки древесины», достаточно было 145 баллов. В Горецкую сельскохозяйственную академию на «агрономию» брали со 110 баллами. И это на бюджет. На платные отделения проходные баллы были еще ниже.
Медалисты, отличники и победители олимпиад выбирают престижные вузы и специальности. Трудно представить причину, по которой победитель олимпиады выберет для себя плохо оплачиваемую и непрестижную специальность из списка, предложенного Минобразования.
«Блестящее» решение проблемы дефицита учителей
Еще одно новшество — для выпускников профильных классов педагогической направленности установлен отдельный перечень из 38 педагогических специальностей, на которые они могут быть зачислены без экзаменов. Это утверждено постановлением Министерства образования от 16 марта 2017 года № 21.
Требование к абитуриентам — отметки в аттестате не должны быть ниже 8 баллов по учебным предметам, соответствующим предметам профильных вступительных испытаний, и ниже 7 баллов по всем остальным предметам. Также необходимо предоставить рекомендацию педагогического совета учреждения образования, которое окончил абитуриент, и пройти собеседование в вузе.
Введение подобных льгот — это попытка не допустить дефицита кадров среди учителей, считает Евгений Ливянт:
«Министерство образования «блестяще» решило проблему: учителями станут те, кто боится или не сможет сдать ЦТ. Если они боятся или не могут сдать экзамен в силу ранимой психики, каких-то других особенностей, как они будут работать в школе, как будут строить взаимоотношения с учениками и их родителями? Какой следующий шаг? Может быть, альтернативная служба в школе вместо армии? Ощущение, что люди, создающие такие документы, живут в параллельной реальности. Спроса на такие условия поступления не будет, хорошие ученики не станут поступать на педагогические специальности, так как могут выбрать более престижные».
Евгений Ливянт считает, что в следующем учебном году произойдет радикальное ухудшение качества педагогического состава в белорусских школах. Репетитор видит для этого несколько оснований.
Во-первых, в этом году в большинстве вузов, педагогических в том числе, будет двойной выпуск. В 2012 году высшая школа Беларуси начала переход на дифференцированные сроки получения образования, в результате чего был сокращен период обучения практически по всем специальностям. Исключение составили специальности, связанные с атомной энергетикой, медициной и лингвистикой.
Таким образом, двойной выпуск сформировался за счет выпускников, которые поступали в вузы в 2012 и 2013 годах. В эти годы в вузы пришло, соответственно, 81,3 тыс. и 61,5 тыс. студентов.
«Как раз пять-шесть лет назад ситуация с набором в педвузы резко ухудшилась, и я на это обращал внимание. Шесть лет назад впервые в педвузы начали набирать тех, кто еле-еле учился в школе, значительно снизились проходные баллы при поступлении на педспециальности. Теперь получивших образование молодых учителей надо трудоустроить, у многих ведь обязательное распределение», — сказал Ливянт.
В связи с этим, полагает он, можно предположить, что из школ будут постепенно увольнять пенсионеров, в том числе «молодых», которые только недавно достигли пенсионного возраста. Однако школа от этого только потеряет, считает Евгений Ливянт — «новые педагоги два года потусуются и уйдут».
Во-вторых, оттоку хороших учителей, считает Ливянт, будет способствовать намерение властей всеми правдами и неправдами довести среднюю зарплату по стране до 500 долларов:
«Нет иного способа это сделать, как только увеличить нагрузку на педагогов. По сути, вопрос будет стоять так — или берешь дополнительную нагрузку, или уходишь. В результате уйдут учителя, которые не хотят или не могут работать еще больше. Уже теперь, чтобы заработать 800 рублей, учителю надо жить в школе. Больше работать, чтобы заработать 900 рублей, невозможно — ни физически, ни морально».
В-третьих, многих опытных учителей заставит уйти из школы шестидневка: «Иногда приходится слышать, что суббота всегда была рабочим днем в школе. Однако, по сути, учителя имели выходной в другой день, который назывался методическим. Учитель мог в этот день самосовершенствоваться или отдыхать. Теперь же в школе обязали работать полноценные шесть дней в неделю. Те, кто не работал учителем, не понимают, насколько это тяжело, но я знаю: качественно работать учителем шесть дней в неделю невозможно!»
А после учебы — пять лет в крепостных
Министерство образования не просто так раздает плюшки в виде поступления без экзаменов.
Тем, кто поступит на педагогическую специальность на льготных условиях, придется за это расплатиться — после получения высшего образования на дневной форме за счет средств бюджета они будут должны отработать по распределению не менее 5 лет, столько же, сколько обязаны отработать поступавшие по целевому направлению. Для остальных бюджетников срок отработки по распределению составляет два года.
Эксперт Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев считает, что обязательство отрабатывать пять лет по распределению — это, «по сути, крепостное право».
«Мне доводилось слышать, что работодатели не хотят брать выпускников, подлежащих распределению, в связи с обязательствами перед ними. В связи с отсутствием дефицита работников они могут выбирать из тех, у кого нет скромной минимальной защиты, которая гарантирована молодым специалистам. Система распределения вместо защиты прав молодежи, по сути, дискриминирует определенную ее часть, так как распространяется только на тех, кто учится за средства бюджета», — отмечает Владимир Дунаев.
В целом, по его мнению, «создавшаяся система распределения демонстрирует свою неэффективность».
Согласно обязательствам Беларуси по дорожной карте, которую подписала Беларусь при вхождении в Болонский процесс в 2015 году, количество выпускников вузов, которые подлежат распределению, должно быть максимально сокращено. Однако власти поступают с точностью до наоборот — увеличивают срок отработки по распределению для определенных специальностей.
Обсудим?