Ставить пятерки вместо десяток? В школе хватает других проблем
«Может быть, и вернуться к пятибалльной системе», — прозвучало на совещании у президента.
Чиновники снова пытаются отвлечь учителей и родителей от существенных проблем образования. Вице-премьер Василий Жарко предложил обсудить, стоит ли вернуться к пятибалльной системе в Беларуси. До нового учебного года остается две недели!
Вернуть пятибалльную систему хотели еще в 2008 году
«Десять лет как в стране введена десятибалльная система обучения, — заявил на совещании у президента Жарко. — Много вопросов стоит по десятибалльной системе. Это и иногда бывает субъективизм в оценке. И у нас нет неудовлетворительной оценки. Потому что один балл — это тоже оценка знаний. Раньше понимали: единица, двойка — это неудовлетворительные оценки. Поэтому надо вынести на обсуждение общественности. Может быть, и вернуться к пятибалльной системе».
Но вице-премьер ошибается. Десятибалльная система введена 15 лет назад — в 2002 году. Так что те, кто получал в дневник 10-ки, уже сами ведут в школу своих детей.
Возможно, вице-премьер путает введение 10-балльной системы с реформой школы, которая действительно произошла десять лет назад.
Белорусская школа с 2008 года переходила с 12-летки на 11-летку. Переходила мучительно — в 9 и 11 классах часть детей осваивала программу двух лет за один год, школа впервые за новейшую историю столкнулась с нехваткой учебников. Были ликвидированы профильные классы. Специализированные школы, где углубленно изучались иностранные языки, стали обычными.
Позже чиновники сделали работу надо ошибками — вернули углубленное изучение предметов и увеличили часы обучения иностранным языкам.
Но никто не извинился ни перед учителями, ни перед родителями, ни перед детьми.
Теперь звучат новые фантазии и новые проблемы на пустом месте. Жарко сказал: «Чтобы каждый понимал: четыре, значит, четыре. Пять, значит, отличник. Нет субъективизма. Что такое 4 с минусом, 4 и 4 с плюсом — это 6, 7, 8. Где грань между шестеркой и семеркой, семеркой и восьмеркой?»
Вице-премьер отметил, что для перевода на бюджетную форму обучения кроме участия в общественной жизни и других критериев нужны оценки как минимум в 7 баллов: «Один преподаватель поставил 6, другой поставил 7. Но и там четыре, и там четыре (по пятибалльной системе — ред.)».
Александр Лукашенко, выслушав предложение, подчеркнул, что этот вопрос, прежде чем принимать какое-либо решение, необходимо очень хорошо обсудить.
То, что глава государства не дал отмашку перейти на пятибалльную систему с 1 сентября 2017 года, — уже хорошо. Ведь ту самую реформу 2008 года провели за лето. В мае еще обсуждали, а в сентябре перевели школу с 11-летки на 12-летку. К слову, весной 2008 года также обсуждался перевод на пятибалльную систему.
«Пятибалльная система оценок является менее гуманной»
Есть ли смысл в том, чтобы возвращаться к идее пятибалльной системы оценки знаний? Учитель одной из минских школ, которая сама училась по 10-балльной системе и в школе, и в университете, очень удивилась идее чиновников: «Зачем это надо? Чтобы посеять хаос?»
Она считает, что «пятибалльная система оценок является менее гуманной по отношению к ученику».
«При десятибалльной системе лучше видны оттенки оценки при незначительных, но все же присутствующих отличиях в контрольных работах двух учеников. И еще пример: работа выполненная, скажем на 75%, — это «8» баллов, а не «7». По пятибалльной системе — это одна и та же оценка «4» — сказала собеседница.
Репетитор по физике и математике Евгений Ливянт говорит, что ему безразлично, какая будет система — пятибалльная или десятибалльная:
«Наша работа — это учить, прежде всего. Оценивание — инструмент, который помогает сравнить знания учеников. Мы живем в конкурентном мире, и надо понимать, сколько ты стоишь на уровне других, улучшается или ухудшается твоя успеваемость. Однако это вспомогательный инструмент. И система оценки не имеет никакого отношения к качеству образования».
Меж тем Евгений Ливянт предпочитает оценивать учеников по десятибалльной системе:
«Мне удобнее, так как пятибалльная предусматривала 5+, 4- , которые на бумаге не пропишешь. Вспомните, в СССР при поступлении в вузы была система, когда учитывались 0,5 балла, потому что пятибалльная система полностью не отражала картину. Обычная история — при поступлении не хватило полбалла».
10-балльная система более вариативная, считает Евгений Ливянт. Что касается субъективизма, в котором ее упрекают, есть «очень плохая запутанная инструкция». Кроме того, «и по двухбалльной системе оценки знаний субъективизм будет».
«Отвлечь учителей и родителей от существенных проблем образования»
Евгений Ливянт отметил, что обсуждать систему оценки баллов при огромном количестве проблем школы, которые только нарастают, неправильно: «Это последняя проблема, которая требует решения. Мой коллега на этот счет сказал, что ему ситуация напоминает следующее: корабль тонет, а меняют флаг, вдруг поможет».
А следовало бы обратить внимание на то, что с 1-го сентября в школах в очередной раз появятся новые учебники и программы.
«Новые скороспелые учебники могут оказаться не лучше старых. Тогда возникает вопрос — зачем вместо одних не очень хороших печатать другие, боюсь, не лучше?», — говорит Ливянт
Одеть учителей в форму, ввести пятибалльную систему — означает отвлечь учителей и родителей от существенных проблем образования, главная из которых падение уровня образования, бюрократия в системе, подытожил Ливянт.
Обсудим?