Проведет ли Лукашенко выборы со сдвигом по фазе?
В 2019 году возможны внеочередные выборы. Аналитики также муссируют тему вероятного референдума с вопросом об увеличении президентского срока до семи лет.
Президентские или парламентские выборы в Беларуси могут провести пораньше, скажем осенью 2019 года. Это важное заявление главы Центризбиркома Лидии Ермошиной на фоне страстей вокруг учений «Запад-2017» как-то потерялось.
Разве что в фейсбуке обменялся мнениями узкий круг персон, следящих за тонкими политическими вибрациями белорусской власти.
Причем Денис Мельянцов, старший аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS, Вильнюс), предложил взглянуть на новость и под таким углом: «Выглядит так, что в системе власти снова вернулись к идее референдума. Иначе вариант с переносом выборов объяснить трудно».
Ермошина пустила пробный шар
Фишка в том, что по календарю ЦИКа выборы президента в 2020 году практически накладываются на выборы Палаты представителей. Для первых предписанный законом дедлайн — 30 августа, для вторых — 10 сентября.
«Я не думаю, что эти выборы совместят. Скорее всего, когда придет время, будет принято соответствующее политическое решение и какую-то избирательную кампанию перенесут на более ранний срок. А уж какую — об этом должны договориться глава государства и парламент», — сказала госпожа Ермошина в интервью правительственному агентству БЕЛТА.
Попутно вызывает улыбку то, что она рисует Александра Лукашенко и целиком послушное его воле Национальное собрание как некие равноправные субъекты политического диалога. Ежу понятно, что все будет решать он, Лукашенко.
По сути же возникает ряд вопросов. Прежде всего: какие выборы перенесут? Далее: насколько вероятно, что выборы-2019 совместят с референдумом, призрак которого витает в воздухе?
Ранее среди политизированной публики ползли слухи, что такой плебисцит могут преподнести электорату в одном флаконе с местными выборами, которые должны пройти не позже февраля 2018 года. И что Лукашенко, мол, для себя внесет вопрос о семилетнем сроке президентства. Для Европы с ее гнилым либерализмом — вопрос о смертной казни. Ну а для некоего внутреннего оживляжа — вопрос о переходе на смешанную (наполовину по партийным спискам) систему выборов в парламент.
Однако совместить плебисцит с местными выборами февраля 2018 года, властям, как считает Мельянцов, помешали весенние бунты «дармоедов»: подпортили внутреннюю обстановку, слишком политизировали народ.
Чем Лукашенко хуже Алиева?
«Есть свои резоны сократить почти на год полномочия президента. Тогда президентские выборы могут пройти не до 30 августа 2020 года, а, например, до конца октября 2019 года. Глава государства таким образом покажет, что он как бы и не держится за власть», — заявил в комментарии для Naviny.by политический обозреватель Павлюк Быковский.
Стоит добавить, что Лукашенко (при всем своем имидже властолюбца) уже практиковал подобный маневр. Например, на четыре месяца приблизил выборы 2006 года, чтобы, как предположили комментаторы, спутать карты оппозиции, помешать раскрутке тогдашнего ее единого кандидата Александра Милинкевича. Выборы-2010 тоже были «со сдвигом по фазе» (дедлайн приходился на 6 февраля 2011 года, но в условиях ссоры с Москвой была опасность, что та с нового года прижмет газовым рычагом).
Ныне же в случае проведения президентских выборов раньше времени, в 2019-м, бонусом для действующего главы государства может стать параллельный конституционный референдум с ключевым вопросом об увеличении срока полномочий президента с пяти до семи лет — «это нынче модно на постсоветском пространстве», подчеркивает Быковский.
Действительно, а чем он, Лукашенко, хуже коллег, уже прописавших в конституциях комфортные семилетние сроки (друг Ильхам Алиев, например, сделал это год назад)?
Насколько вероятно приближение других — парламентских выборов? «Урезание на год полномочий депутатов не вызовет явного ропота у законодателей, — отмечает Быковский, — но это труднее использовать для каких-либо красивых объяснений».
Возможен фокус с обнулением президентского срока
А вот Валерий Карбалевич, эксперт аналитического центра «Стратегия» (Минск), считает, что если власти надумали проводить референдум (со сверхзадачей пролонгировать президентский срок до семи лет), то логичнее было бы все же совместить его с местными выборами в начале следующего года.
«Тогда следующие президентские выборы можно будет «пропускать» и проводить их в 2025 году», — пояснил эксперт в комментарии для Naviny.by.
Здесь стоит напомнить, что подобный фокус в новейшей белорусской истории уже был. Победив в 1994-м, Лукашенко на референдуме-96 утвердил новый вариант Конституции и тем самым якобы обнулил свой первый срок, так что следующие президентские выборы были проведены не в 1999-м, как предполагалось, а в 2001-м. То есть де-факто семилетний срок правления у нас уже имел место. Теперь такую каденцию могут узаконить уже по полной программе.
Главная же функция вероятного референдума — именно в том, чтобы не проводить президентские выборы в 2020 году, а отодвинуть их подальше, уверен Карбалевич.
Мотивов отодвинуть — целый пучок: бессменный президент устал; уровень жизни белорусов просел после долгой рецессии, и перспективы его роста зыбки; непонятно, как поведет себя в отношении Беларуси Владимир Путин после своих перевыборов в марте 2018 года…
Реального возвращения публичной политики не предвидится
Поскольку популярна версия, что на вероятный референдум вынесут и такую новацию, как выборы по партийным спискам, то возникает еще один вопрос. Насколько Лукашенко готов расширить пространство внутриполитической жизни в стране?
Во всяком случае, в фейсбучной дискуссии аналитиков прозвучали предположения, что бессменный белорусский президент стал думать о мягком транзите власти и в связи с этим — о некой более тонкой настройке политической системы.
Поиграть в версии, конечно, можно, но иллюзий питать не стоит. По мнению Карбалевича, единственное, что возможно в рамках нынешнего политического режима, — это «имитация расширения политической жизни», «игра, но не реальное возвращение публичной политики».
Добавлю, что игра в выборы по партийным спискам нисколько не мешает держать под колпаком политическую жизнь авторитарным режимам в России, Казахстане. Люди из окружения Лукашенко, судя по ряду симптомов, давно подбивали и его на эксперимент с управляемой демократией.
Но Лукашенко консервативен вообще, а по части властных полномочий уж и подавно: не хочет делегировать их толику хотя бы чисто символически. Потому до сих пор не дал хода проекту превращения организации «Белая Русь» в партию власти, хотя некоторые давно на низком старте.
Впрочем, в прошлом году случилась маленькая сенсация: в Палату представителей все же пропустили двух инакомыслящих депутатов. Это уже сдвиг. Так что, возможно, некий тюнинг политической системы и возможен. Но лишь для блезира, не более. За 23 года правления нынешний президент достаточно четко показал, что делиться реальной властью ни с кем не собирается.
А мысли о ее транзите, скорее всего, он пока просто отгоняет, надеясь на хорошую спортивную форму и божье покровительство.
Власти не хотят политизировать электорат
Да, и еще вопрос возникает. Почему власти хотят сделать отбивку побольше между парламентскими и президентскими выборами, а не совместить их (было бы экономичнее) или провести встык, на одном дыхании?
«Я думаю, это было бы очень тяжело — провести две кампании подряд, перманентно. Получается для страны шесть тяжелых месяцев», — объясняет Ермошина. Совмещенные же выборы, по ее словам, проводятся «как правило, после каких-то потрясений и революций».
Упоминание о потрясениях и революциях здесь выскочило, видимо, не случайно. По мнению Карбалевича, двумя электоральными кампаниями подряд (или в одном флаконе) руководство Беларуси боится чересчур политизировать народ.
А политизируются белорусы, как показали уличные волнения «дармоедов», очень быстро. И тогда наверху — капитальный батхерт. Нет уж, лучше развести кампании во времени максимально.
Впрочем, если в результате референдума текущий срок полномочий главы государства обнулят, то следующие его выборы и вовсе отплывут в туманную даль — этак на год 2025-й.
Обсудим?