«Мои два урока в школе — это допинг, без которого я не могу обойтись»
Учитель года-2011 Инесса Зубрилина не планирует уходить из школы, но считает неприемлемой ситуацию в ней.
В конкурсе педагогических работников «Учитель года» за всю его историю было 12 победителей, из которых в школе сегодня работает только четыре учителя. Одна из них — преподаватель английского языка Инесса Зубрилина, получившая главный приз конкурса — «Хрустального журавля» — в 2011 году.
— Вы из учительской семьи?
— Да, у нас в семье учителя в пяти поколениях, всего 14 человек. Я тринадцатый педагог в семье. Не знаю, продолжится ли династия: моя дочь на педагога не учится, но кто знает…
— Вы выиграли конкурс, когда работали в Дятлово, теперь вы в Минске. Можно говорить, что конкурс изменил вашу жизнь?
— Изменил, конечно, но в Минск я уехала еще и по личным обстоятельствам. Теперь работаю в Минском государственном лингвистическом университете и гимназии № 24, но в Дятлово бываю часто и с удовольствием встречаюсь с коллегами.
— Дети в маленьком населенном пункте отличаются от столичных?
— Дети везде одинаковые. Мои ученики и из дятловской, и из минской гимназии были яркими, мотивированными и добивались успеха. И те, и другие хотят, чтобы им было интересно в школе, чтобы к ним проявляли внимание и любовь. Другое дело, что в Минске больше возможностей, которые дают почву для определенных амбиций.
В любом случае со всеми детьми необходимо налаживать диалог. Для успешного взаимодействия учитель должен найти возможность соответствовать ожиданиям и потребностям каждого ребенка.
— Как так получается, что среди победителей конкурса «Учитель года» больше мужчин, но в школе они не остаются?
— Мужчины ориентированы на достижение успеха, карьерный рост, нацелены в большинстве своем на зарабатывание денег, им нужно кормить семьи, мужчины часто уходят еще и потому что стремятся к статусности. И при возможности, получая более высокооплачиваемую работу, они уходят из школы. Но это все же очень индивидуально. В целом я бы не сказала, что есть закономерность: победил в конкурсе — ушел из школы. Ведь карьера может развиваться и вертикально, и горизонтально.
— Сейчас модно ругать учителей, мол, за себя постоять не могут, уровень обучения в школе падает. Что можно на это сказать?
— Профессия учителя массовая, поэтому говорить, что все учителя хорошие или все плохие, неправильно. С другой стороны, везде могут быть случайные люди, даже среди тех, кто приходит на конкурс педагогического мастерства. За кем-то может стоять команда, рядом коллеги, которые поддерживают и помогают, а кто-то пытается сам пройти все этапы, видя необходимость продемонстрировать свой опыт, реализовать свои идеи, поделится ими с коллегами.
— Как учителю сохранить достоинство, когда каждый ему начальник, а в школе масса работы, которую он делать не должен: всеобуч, выборы, переписывание бумаг?
— Прежде всего, учитель должен с достоинством относиться к себе и своим непосредственным обязанностям, я имею в виду преподавание. Высокие результаты, довольные дети и родители, яркие запоминающиеся уроки — вот что поможет в первую очередь вернуть потерянное доверие и уважение к учителю.
Ситуация, которую мы наблюдаем сегодня, на мой взгляд, неприемлема. И я имею в виду не только заработную плату. Бесконечные рейтинги и мониторинги, контроль, недоверие, множество несвойственных функций (причем чаще всего это самодеятельность на местах) делают образ современной школы непривлекательным, особенно для молодых специалистов.
Случается, талантливые педагоги вынуждены уйти из профессии, потому что многое считают унизительным и неприемлемым. Это большая проблема, и решать ее нужно срочно. Искренне надеюсь, что ситуация изменится, очень хочется в это верить.
— В школе стресс, в школе бюрократия, в школе мало платят. Почему вы остаетесь?
— Я не могу уйти из школы. Мои два ежедневных урока — это моя зарядка, мой допинг, без которого я не проживу. Это моя внутренняя потребность. Сегодня я практикующий тренер: утром провожу уроки в школе, а потом делюсь своим опытом с коллегами на образовательных программах повышения квалификации. Мой профессиональный рост после конкурса заключается в том, что я занята сегодня и в педагогике, и в андрогогике (образование взрослых), и в сфере дополнительного образования.
— Вы преподаете в своей альма-матер?
— Да, но не студентам, а учителям. Я работаю в Институте повышения квалификации и переподготовки Минского государственного лингвистического университета. Мой главный принцип в работе — равный обучает равного, я открыто разговариваю с коллегами, никоим образом не позиционирую себя, и многому у них также учусь. Я прихожу с урока, знаю, чем живет школа, понимаю, что болит учителям, потому что каждый день пропускаю через себя то же самое, что и они.
Практикоориентированный диалог очень полезен, я вижу отдачу и интерес своих коллег, и меня это очень вдохновляет и не дает останавливаться на достигнутом, я должна быть им полезна и интересна, это заставляет развиваться и профессионально, и личностно.
— И в школе языкам учат, и в вузах, и на курсах. Почему же в Беларуси так плохо с иностранными языками среди общей массы и детей, и взрослых?
— Это не совсем так, положительная динамика в последние годы налицо, все меняется в лучшую сторону. Наши дети гораздо свободнее говорят на иностранных языках, чем их родители и даже ученики школ лет 5-10 назад. Коммуникативный подход, ориентация на формирование компетенций приносят свои плоды.
Сдерживающим фактором остается тот факт, что мы обучаем иностранному языку в искусственно созданной языковой среде. На иностранном языке дети говорят только в школе. А хотелось бы смотреть фильм, например, с Ричардом Гиром и Джулией Робертс, и слышать их голоса, а титры пусть идут на родном языке.
Безусловно, лучше всего изучать язык и культуру среди носителей языка, но мы пока не можем позволить себе регулярно выезжать заграницу.
— Как вы думаете, когда ситуация заметно изменится?
— В сфере обучения иностранным языкам делается все возможное в сложившихся условиях. Например, у меня в университете еженедельно — новые группы учителей со всей страны. Согласно законодательству, учитель имеет право один раз за три года пройти курсы повышения квалификации, но некоторые делают это гораздо чаще. Многие фактически на каждых каникулах проходят программы.
Жажда и потребность в освоении современных образовательных методик и технологий в учительской среде — не миф. И это очень хорошо. Поэтому я верю, что лет через пять-десять разницу в уровне владения иностранным языком смогут почувствовать и дети, и родители.
Обсудим?