По мнению правозащитников, образование территориальных избирательных комиссий проходило формально
Образование территориальных избирательных комиссий на местных выборах проходило довольно формально. К такому выводу пришли наблюдатели в рамках кампании «Правозащитники за свободные выборы», которую традиционно организуют закрытый властями правозащитный центр «Весна» и республиканское правозащитное общественное объединение «Белорусский Хельсинкский комитет».
Отчет по итогам формирования избирательных комиссий размещена на сайте spring96.org.
Как отмечается в отчете, дважды представителями кампании были отмечены случаи голосования за уже заранее составленные списки членов комиссий.
Наблюдатели отмечают, что, как и во время местных выборов в 2014 году, одним из серьезных препятствий при выдвижении представителей в состав территориальных комиссий от политических партий и общественных объединений является соответствующая норма Избирательного кодекса, которая предусматривает возможность выдвижения претендентов только от организационных структур, зарегистрированных или поставленных на учет на областном, районном и городском уровнях, пишет БелаПАН.
Как утверждают правозащитники, выдвижение в состав комиссий происходило в условиях ограниченной информированности избирателей, поскольку соответствующим постановлением ЦИК не была предусмотрена необходимость информирования избирателей о времени и месте проведения заседаний органов, которые формировали городские, поселковые и сельские избирательные комиссии.
Наблюдатели подчеркивают, что количество кандидатов, выдвинутых в состав территориальных избирательных комиссий от всех зарегистрированных в стране политических партий, составило 161 человек (1,4% от общего количества выдвинутых), что примерно совпадает с таким же количеством выдвинутых партиями во время предыдущих местных выборов 2014 года. «Эта постоянная тенденция отражает низкую роль политических партий в избирательных процессах страны в целом. Всего в состав созданных комиссий вошли 125 представителей партий (1,2% от количества всех членов комиссий)», — отмечается в отчете.
Как и прежде, основными субъектами, которые выдвигали представителей в состав избирательных комиссий, были общественные объединения (4 тыс. 101 человек, или 36,7% от выдвинутых и 37,9% от общего числа членов) и граждане (5 тыс. 732 человека, или 51,3% от выдвинутых и 50,3% от общего числа членов комиссий). «Пять крупнейших проправительственных общественных объединений (Белая Русь, БРСМ, Белорусский союз женщин, Белорусское общественное объединение ветеранов и ФПБ) вместе выдвинули 3 тыс. 780 человек (33,8% от выдвинутых)», — подчеркивают правозащитники.
Традиционно низким, заметили авторы, остается количество представителей оппозиционных партий в составе территориальных избирательных комиссий. Четыре оппозиционных партии («Справедливый мир», БСДП (Грамада), ОГП и Партия БНФ) выдвинули 34 человека (0,3% от общего количества выдвинутых). Из них только 7 были включены в состав комиссий (0,067% от общего числа членов комиссий). Таким образом, в состав комиссий были включены только 20,6% от выдвинутых оппозиционными партиями. «К примеру, количество членов территориальных избирательных комиссий от выдвинутых пятью провластными и общественными организациями составило 3 тыс. 780 человек (97,3% от выдвинутых ими), а от пяти провластных политических партий (Белорусская социально-спортивная партия, КПБ, ЛДП, Республиканская партия труда и справедливости и Социал-демократическая партия Народного согласия) — 92,9% от выдвинутых ими. Традиционно дискриминационные подходы органов, формирующих избирательные комиссии, к выдвиженцам от оппозиционных партий остались без изменений», — отмечается в отчете.
Обсудим?