Белорусским танкам требуется ускоренная модернизация
Боевые действия в различных горячих точках подтверждают: альтернативы танкам на сегодняшний день не существует.
Соревнования, которые недавно прошли в России в рамках армейских международных игр 2016 (АРМИ-2016), показали насущную необходимость ускорения модернизации танкового парка белорусской армии. Тем более что боевые действия в различных горячих точках подтверждают: альтернативы танкам на сегодняшний день не существует.
В конце июля на старт танкового биатлона на АРМИ-2016 вышли 54 экипажа из 17 стран. 13 августа до финиша добрались четыре сильнейшие команды. По результату белорусский экипаж в этой четверке занял последнее место. Лидировали россияне, за ними финишировали китайцы, потом — казахи.
Следует откровенно признать, что при любом раскладе белорусам сложно было надеяться на место выше третьего. Равенство участников танкового биатлона было весьма условным изначально: преимущество получили страны, имеющие собственное производство танков — то есть Россия и Китай.
Российская команда под биатлон-2016 получила модернизированные танки Т-72Б3. По сравнению с базовой версией, которая имеет двигатель мощностью 840 лошадиных сил, модернизированные машины оснащены панорамным тепловизионным прибором командира, автоматом переключения передач и системой управления движением с речевым информатором критических режимов работы узлов, а самое главное — двигателем мощностью 1130 л.с.
Китайский экипаж привез очередную версию танка Т-96 — Т-96B. Взяв за базу Т-96A, конструкторы и производственники из КНР потратили год на то, чтобы сделать из боевой машины биатлонную. Снизив ресурс двигателя, они нарастили его мощность до 1200-1300 л.с. и в борьбе за максимальное снижение веса убрали все ненужное для соревнований.
За кулисами соревнований поговаривали, что с китайского танка снята вся динамическая защита, до предела облегчены катки (что, кстати, роковым образом повлияло на результат гонки) и трансмиссия, демонтирована часть топливных баков и т.д. Ходили также слухи, что танковая башня лишена значительной части брони. Однако китайцы заверили организаторов в том, что выставленные на соревнование новые танки — из войсковой партии и приняты на вооружение Народно-освободительной армией Китая.
Белорусы привезли на игры модернизированную версию советского Т-72БМ. Главным новшеством доработанного танка стало многоканальное тепловизионное прицельное приспособление наводчика «Сосна-У» собственного производства. Что позволило белорусской команде, несмотря на меньшую мощность своего танка, в полуфинале опередить китайцев на 13 секунд. Однако, по мнению специалистов, последние проявили «азиатскую хитрость», сберегая ресурс перефорсированного двигателя, и в результате вышли вперед.
Уступив на финише 3-е место команде из Казахстана, которая тоже выступала на слегка подновленных Т-72, белорусская команда вряд ли может быть удовлетворена достигнутым. Ведь на предварительном этапе белорусы установили рекорд соревнований в поражении целей — добились более 85% попаданий. Подвели и нервы, и техника (пришлось менять боевого «коня»).
С другой стороны, такой исход соревнований может подхлестнуть процесс модернизации танкового парка белорусской армии.
Здесь стоит вспомнить, как пару лет назад Юрий Жадобин — на тот момент министр обороны, танковый генерал — заявлял, что для руководства Вооруженных сил Беларуси сегодня «первичны средства опознавания, связи, управления, навигации», а танки, БМП, БТРы — вторичны.
Уже тогда некоторые военные аналитики категорически не согласились с такой точкой зрения, а затем события на востоке Украины в очередной раз подтвердили важнейшую роль основного боевого танка (ОБТ) на поле боя (даже такого, как морально и физически устаревший с советских времен Т-64).
К аналогичному выводу подводят и боевые действия на территории Сирии и Ирака, где при проведении военных операций тоже многое решают танки. И хотя налицо серьезные потери вследствие применения современных противотанковых средств, альтернативы танкам на сегодняшний день не существует.
Еще пару лет назад было популярным мнение, что в Европе в случае возникновения военного напряжения достаточно будет пары бригад сил специальных операций на колесной технике, военно-воздушных сил и средств ядерного сдерживания, гарантирующих мир в глобальном масштабе. На практике же выходит, что сухопутные, в том числе танковые, части еще надолго останутся важнейшими средствами ведения войны и контроля территории. Таким образом, вопрос о разработке новых образцов ОБТ и модернизации старых вновь появился в повестке дня.
Судя по всему, это понимает и военно-политическое руководство Беларуси — на 140-м ремонтном заводе, подведомственном Госвоенпрому, сейчас налаживают серийную модернизацию танков Т-72Б по программе «Витязь».
В процессе реконструкции на каждую дорабатываемую машину устанавливается современная система управления огнем с многоканальным прицелом, автомат сопровождения целей, а также принципиально новый прицельно-наблюдательный комплекс командира танка, что позволяет вести огонь днем и ночью из пушки и спаренного пулемета в режиме «Дубль».
Конструкторам и предприятиям-производственникам удалось решить серьезные проблемы при оборудовании «Витязя» закрытой зенитно-пулеметной установкой, с помощью которой можно эффективно бороться не только с воздушными, но и наземными целями на расстоянии до 1600 м, управляя огнем из боевого отделения танка.
Для усиления зашиты танка возможна установка украинской динамической защиты «Нож» и украинских же динамических комплексов активной защиты «Заслон». Глубокая модернизация позволила значительно улучшить защиту боевой машины от противотанковых средств и мин с магнитными взрывателями.
Из-за отсутствия в Беларуси собственного производства танковых дизелей, вместо новых, более мощных, на Т-72БМ1 устанавливаются капитально ремонтированные штатные двигатели В-84 мощностью в 840 л.с. Однако, как считают строевые танкисты, это не должно ухудшить характеристики подвижности. Тем более что двигатель В-84 проверен временем и надежен. Да и в войсках знают, как с ним обращаться.
По той же причине белорусы вынуждены сохранять на своих обновленных танках старые орудия с автоматами заряжания, не принимающими современные боеприпасы. Так что даже обнаружив ночью цель благодаря наличию тепловизионного канала, танковые экипажи будут испытывать существенные проблемы при ее поражении.
Новейшие версии всех перечисленных выше важнейших узлов и агрегатов производятся в России, которая предлагает их союзнице-Беларуси, но по неподъемным ценам.
Таким образом, можно согласиться с критиками программы модернизации Т-72Б «Витязь», которые говорят, что пока она не может обеспечить белорусским танкам паритета, например, с польским ОБТ «Леопард-2А5».
И если наладить собственное производство современных танковых орудий военно-промышленный комплекс Беларуси вряд ли сможет (здесь впору подумать над их приобретением за границей), то освоить выпуск мощных силовых агрегатов и модернизацию автоматов заряжания он вполне в состоянии.
Обсудим?