Каждое пятое — убыточное: госпредприятиям указали на три дороги
Рассчитывать, что инвесторы сбегутся спасать тонущие госорганизации, не стоит.
На этой неделе обнародованы результаты работы госсектора за январь-сентябрь, показательная цифра: каждое пятое госпредприятие — убыточное. Так совпало, что на этой неделе также опубликовано новое исследование белорусских экономистов о повышении эффективности госсектора. Вот только меры, предлагаемые экспертами, пока не получают серьезной поддержки на официальном уровне.
Ключевой вопрос для экономики
Согласно последним статданным, из 3712 предприятий, в которых присутствует доля государства, 20,2% оказались убыточными по итогам января-сентября нынешнего года.
Причем на уровне регионов ситуация заметно отличается: если в Минске доля убыточных госпредприятий составляет 16,5%, в Брестской области — 18,5%, то в Витебской — почти треть. В отдельных отраслях доля убыточных госпредприятий также существенно выше, чем в среднем по стране.
Результаты деятельности госсектора, учитывая его огромные масштабы, оказывают прямое влияние на показатели работы всей экономики. К слову, в январе-сентябре 78% промышленного производства приходилось на госпредприятия, они же являлись работодателем для 1,5 миллиона белорусов.
Перспективы экономического роста в Беларуси зависят «от повышения эффективности государственного сектора», отмечают авторы нового исследования, которое на этой неделе опубликовал Белорусский экономический исследовательско-образовательный центр (BEROC).
Госслужащие, кстати, с такой оценкой, похоже, согласны. Первый вице-премьер Василий Матюшевский в минувший четверг заявил, что вопрос повышения эффективности госсобственности «является одним из ключевых для экономики».
«По нашим оценкам, без реформ в госсекторе ежегодный темп роста экономики не будет превышать в этой пятилетке 2%, в случае успешного реформирования госсектора ежегодные темпы экономического роста могут составлять 5% и более», — пояснила в комментарии для БелаПАН академический директор BEROC Екатерина Борнукова.
Эксперты исследовательского центра видят три возможных пути реформирования госпредприятий: первый предполагает повышение уровня корпоративного управления, второй — приватизацию, третий — банкротство и ликвидацию.
Повысить уровень корпоративного управления на госпредприятиях, считают эксперты, можно в том случае, если там реально появятся независимые директора.
«Независимыми директорам должны быть знающие люди, желательно, не связанные с государством, имеющие возможность отстаивать свою твердую позицию и влиять изнутри на систему управления госсектором», — заявил вечером 1 декабря на пресс-конференции управляющий партнер «Эрнст энд Янг» в Беларуси Павел Лащенко.
Система корпоративного управления госпредприятий должна быть нацелена на повышение их стоимости, а не сводиться к контролю за выполнением директивных показателей, считает научный сотрудник BEROC Олег Мазоль.
«Нет смысла доводить эти показатели — госпредприятия должны работать эффективно, получать прибыль, а директивные задания ни к чему хорошему не приводят. Их выполнение, как показывает практика, ведет на микроуровне к увеличению складских запасов и вымыванию оборотных средств», — отмечает Олег Мазоль.
По его мнению, обеспечить рост эффективности госсектора можно в случае развития в стране фондового рынка, на котором могли бы котироваться акции госпредприятий.
«Выход госпредприятий на биржу будет требовать от них перехода на международные стандарты финансовой отчетности, совершенствования корпоративного управления. Присутствие госпредприятий на фондовом рынке будет мотивировать менеджмент повышать стоимость бизнеса», — полагает Олег Мазоль.
Однако пока на официальном уровне планы по развитию фондового рынка не озвучены, а практика доведения предприятиям директивных показателей сохраняется. На этой неделе во время заседания правительства было заявлено, что до органов госуправления в 2017 году будет по-прежнему доводиться блок показателей, которые должны ежеквартально выполняться.
Понятно, что министерства и концерны будут требовать выполнения показателей от реального сектора. Какая после этого останется свобода действий у менеджмента госпредприятий? Вопрос риторический.
Время упущенных возможностей
По мнению наблюдателей, Беларусь теоретически может еще долго обходиться без реформ в реальном секторе.
«Возможности сохранять статус-кво в реальном секторе присутствуют. Другое дело, что расплачиваться страна за такую политику будет низкими темпами экономического роста. В долгосрочном периоде это будет приводить к отставанию Беларуси от других стран и может даже вылиться в политические последствия», — полагает Екатерина Борнукова.
По мнению эксперта, одним из инструментов, который необходимо использовать для реформирования госпредприятий, выступает приватизация.
В исследовании, которое подготовил BEROC, экономисты подчеркивают, что инвесторам нужно предлагать не глубоко убыточные предприятия, как часто это делают в Беларуси, а компании, которые имеют перспективы.
«Чтобы успешно запустить процесс приватизации, в первую волну имеет смысл отобрать самые привлекательные предприятия. Таким образом, можно будет успешно преодолеть изначальное недоверие инвесторов, провести приватизацию наиболее прозрачно и с наибольшим конкурсом», — считают авторы исследования.
А вот рассчитывать, что инвесторы сбегутся спасать тонущие госорганизации, не стоит, считают эксперты.
«Многих из тех, кто постоянно генерирует убытки, рано или поздно с высокой вероятностью ждет банкротство. Приватизация их вряд ли спасет. Инвестора можно привлечь на госпредприятия, которые переживают временные, а не хронические финансовые трудности», — полагает Екатерина Борнукова.
Приватизация, рекомендуемая экспертами, могла бы вполне стать толчком для формирования новой, более технологичной экономики в стране. Именно о ее создании шла речь на этой неделе во время заседания правительства. Однако в перечне методов, которые планируется использовать для создания новой экономики, приватизации места не нашлось.
Не отведено ей большого места и в бюджете на 2017 год. «Поступления от реализации принадлежащего государству имущества предусмотрены в сумме 274,4 млн рублей и их использования в 2017 году не предполагается», — говорится в обосновании к бюджету на будущий год.
Как по этому поводу заметил один из депутатов, который участвовал в рассмотрении бюджета-2017, «раз использовать средств от приватизации не планируется, значит, ее и не будет».
Таким образом, пока инструменты, которые реально могли бы повысить эффективность работы госсектора, на официальном уровне не задействованы. Поэтому ожидать, что прогнозы правительства сбудутся и в 2017 году в Беларуси появится новая экономика, увы, оснований нет.
Обсудим?