Белорусы «забыли» ФПБ и БРСМ
Самыми известными общественными организациями у белорусов являются профсоюзы…
52% белорусов что-то знают об общественных организациях и неформальных инициативах в стране. Много это или мало? Почему белорусы «забыли» ФПБ и БРСМ?
В данном случае идет речь о результатах опроса белорусских интернет-пользователей «Осведомленность и включенность в деятельность общественных организаций и неформальных инициатив», проведенного в декабре Офисом европейской экспертизы и коммуникации в партнерстве с Baltic Internet Policy Initiative (BIPI).
По данным исследования, из 2011 опрошенных 1052 (то есть 52%) знают об общественных организациях и неформальных инициативах в Беларуси. Как объяснили организаторы опроса, если интервьюируемый не отвечал на первый вопрос-фильтр исследования, он не участвовал в дальнейшем опросе, поэтому остальные данные — о тех, кто ответил на вопрос положительно.
Из этих знающих об общественных организациях 12% активно и 29% иногда участвуют в общественной работе; 16,4% сказали, что являются членами каких-то общественных организаций, 48,4% — когда-то участвовали в работе таких организаций или инициатив.
В октябре 2016 года опрос на схожую тематику проводил МАСМИ среди одной тысячи жителей белорусских городов. Более половины респондентов ответили, что не знают ни одной общественной инициативы (84,3% затруднились ответить на вопрос без подсказки, 68,8% не смогли ответить даже после того, как интервьюер зачитал названия организаций).
Различаются методики опросов, объекты исследования (белорусские пользователи интернета или городское население Беларуси), формулировки вопросов разные, но в обоих случаях очевидно, что значительная часть жителей страны мало знает о работе третьего сектора.
При этом интернет-опрос показал, что 65% респондентов считают общественные организации и инициативы полезными белорусскому обществу. Доля кажется большой, если забыть, что это процент от той части респондентов, которые сказали, что в принципе что-то знают об общественных организациях.
На самом деле речь идет о лишь 34% опрошенных. То есть лишь треть опрошенных белорусов считают общественные организации полезными для общества (интернет-опрос можно считать достаточно репрезентативным для исследования массовой аудитории Беларуси).
МАСМИ исследовал осведомленность белорусов относительно конкретного списка организаций, а Офис европейской экспертизы и коммуникации в партнерстве с BIPI спрашивал о типах организаций.
Самыми известными согласно интернет-опросу оказались профсоюзы (54,3%), потом идут молодежные (50,7%), «спортивные, отдых, туризм» (42,6%), социальные (39,8%) и религиозные (34,4%).
Если процент знающих о профсоюзах пересчитать на всех опрошенных, то выйдет 28,4%. Между тем только в Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ) состоит более 4 млн человек (для сравнения: все экономически активное население составляет чуть более 4,5 млн).
По данным компании #DB3, проводящей в Беларуси исследование gemiusAudience, пользователей интернета в возрасте 15-74 лет в нашей стране более 5 млн. Конечно, не все члены ФПБ пользуются интернетом, но их доля высока. Почему же они при опросе оказались в таком поразительном меньшинстве?
Вероятно, дело в том, что членство в ФПБ у них формальное, взносы бухгалтерия предприятия отчисляет автоматически, а на жизнь наемного работника такой профсоюз редко влияет. Правда, в Беларуси еще порядка 10 тысяч человек состоят в независимых профсоюзах, в которых членство более сознательное, но доля таких граждан среди опрошенных может составлять порядка 0,2%.
Похожим образом выглядит и ситуация с молодежными организациями. При массовом членстве в провластном Белорусском республиканском союзе молодежи (БРСМ), наличии десятков, если не сотен молодежных организаций уровень осведомленности о них в целом среди белорусов получается на уровне 26,5%.
Претензии по поводу неизвестности трудно предъявить небольшим организациям. Но куда тратят бюджетное финансирование молодые патриоты из БРСМ, которые почти монопольно реализуют государственную программу «Молодежь Беларуси», если белорусы о БРСМ даже не помнят?
Декабрьский интернет-опрос Офиса европейской экспертизы и коммуникации, проведенный в партнерстве с BIPI, выглядит установочным, и если он будет проводиться в дальнейшем, то, наверное, окажется полезным в качестве одного из показателей устойчивости структур белорусского гражданского общества. Уже сейчас опрос нащупал интересные закономерности (например, мужчины активнее подписывают онлайн-петиции, женщины активнее жертвуют деньги и участвуют в волонтерстве), но важно, чтобы исследование помогло улучшить информированность общества о работе третьего сектора.
Структурам гражданского общества нужно выйти из тени, построить каналы коммуникации за пределами узкого круга уже осведомленных и втянутых в общественную деятельность людей. Для этого нужна целенаправленная работа всего сектора, а также оценка эффективности этой работы с помощью такого или аналогичных исследований.
В 2016 году отмечалось потепление отношений между государством и структурами гражданского общества. Возможно, это лишь кажущееся улучшение ситуации. Однако сам факт переноса активности (конференций, семинаров) из-за границы в Беларусь, развитие межсекторного диалога расширяют возможности как выхода на широкое общество, так и присутствия в СМИ.
Как отмечают эксперты МПОО «АКТ», прямым последствием изменения рамочных условий для белорусского гражданского общества в минувшем году уже стало резкое увеличение количества мероприятий и кампаний, организованных и поддержанных обычными гражданами, которые не принадлежат к какой-либо организации.
Также эксперты констатируют, что в гражданском обществе наблюдается заметный рост мероприятий и событий, нацеленных на привлечение внимания СМИ и широкой общественности к организаторам и проблемам, а не для достижения реальных результатов и изменений в обществе. Это не обязательно плохо. Похоже, что третий сектор решил пользоваться политической оттепелью для того, чтобы изменить отношение к общественной деятельности со стороны широких слоев населения.
В общем, нужно пользоваться моментом и приобретать известность, пока открыто окно возможностей. Другое дело, что и о результативности общественной деятельности забывать нельзя.
Обсудим?