Берлинале-2017. «Золотого медведя» получил «очень страстный фильм»

Берлинский кинофестиваль вручил все призы и опустил занавес. 67-й Бернале стал историей, но говорить о нем будут еще долго.

 

Главный приз кинофэста «Золотой медведь» присужден венгерке Ильдико Эньеди за конкурсную картину «О теле и душе». Считавшийся фаворитом фестиваля Аки Каурисмяки награжден «Серебряным медведем» за режиссуру фильма «По ту сторону надежды».

 

Без глупойстей, ...

По мнению обозревателя «Коммерсанта» Андрея Плахова, жюри во главе с Полом Верховеном больших видимых глупостей не совершило.

Список призеров более или менее совпадает с предпочтениями критиков и публики. Почти каждой заметной картине досталось по «Серебряному медведю», два из них в дополнение к берлинскому золоту пополнили призовую копилку восточноевропейского кино.

В частности, польский «След зверя» Агнешки Холланд награжден призом Альфреда Бауэра за открытие новых перспектив в киноискусстве. Румынская «Ана, моя любовь» (режиссер Кэлин Петер Нетцер) отмечена за художественный вклад монтажера Даны Бунеску. Чилийская «Фантастическая женщина» Себастьяна Лелио — за сценарий.

Лучшей актрисой признана кореянка Ким Мин Хи за роль в фильме модного режиссера Хон Сан Су «Одна ночью на пляже».

Embed from Getty Images

 

 

Лучшим актером — Георг Фридрих в немецком фильме «Светлые ночи» Томаса Арслана.

Embed from Getty Images

 

 

А второй по значимости гран-при жюри присужден африканской социальной мелодраме «Фелисите» Алена Гомиса.

Embed from Getty Images

 

 

«С некоторыми из этих решений можно поспорить. Например, в «Фантастической женщине» сценарий — далеко не самый сильный элемент, и фильма просто не было бы, если бы не трансгендер Даниэла Вега в главной роли: недаром именно этой марсианской красавице с могучими плечами зал на закрытии устроил овацию. Слишком высоко поднята в призовом рейтинге «Фелисите», и нет уверенности, что корейская артистка (тоже красавица) действительно лучшая из нескольких претенденток. Но это все же частности, зависящие от субъективных вкусов тех, кто присуждает награды, и от взаимодействия этих вкусов», — полагает Плахов.

 

...но с моральным вопросом

Иного рода вопрос — так сказать, морально-контекстуальный — возникает в связи с «Золотым медведем».

Не то чтобы жюри выбрало слабый фильм: «О теле и душе» — настоящее, талантливое кино.

 

В этой любовной истории, разыгрывающейся не где-нибудь, а на скотобойне, есть атмосфера, саспенс, патология, венгерская брутальность, женская деликатность и даже экологическая актуальность.

В свое время, в 1989 году, Эньеди завоевала каннскую «Золотую камеру» за феерический дебют «Мой ХХ век». Это режиссерское имя почти забыли, поскольку она не снимала целых 18 лет — но, как выяснилось, не потеряла форму. Что подтвердили и присужденные ей неофициальные призы — жюри критики ФИПРЕССИ и экуменического жюри.

Но, насколько принципиально было присуждение венгерскому фильму «Золотого медведя» или это была одна из возможных опций? Действительно ли он был лучшим или только одним из лучших?

 

«Надо полагать, Ильдико Эньеди (и ее поклонники вместе с ней) вполне удовлетворилась бы наградой за режиссуру. А вот Аки Каурисмяки был настолько этой наградой не удовлетворен, что даже не вышел на сцену, а только поднялся со своего места в зале. Ему поднесли статуэтку, возле него засуетился директор фестиваля Дитер Косслик. Аки громко произнес неожиданно трезвым голосом: "Ladies and gentlemen, thank you very much!"… Тем не менее, свое ироническое отношение к призу Каурисмяки продемонстрировал», — считает Плахов.

Embed from Getty Images

 

Собственно, по большому счету «Золотой медведь» для Каурисмяки был нужен не столько самому Каурисмяки, сколько открывшему его в свое время Берлинскому фестивалю.

 

Auf Wiedersehen Berlinale

Рассказывая про свой фильм, Ильдико Эньеди отметила, что «это очень страстный фильм».

Embed from Getty Images

 

«Но если вы не вошли в его лабиринт с самого начала, его герои вам покажутся холодными и закрытыми людьми, как и вся атмосфера в которой они живут. Но их большая страсть просто скрыта за этой ширмой», — объясняет режиссер.

Подводя итоги фестиваля, обозреватель DW, выпускник Высшей школы кино и телевидения в Бабельсберге Дмитрий Вачедин отметил, что «Берлинале остается Берлинале: тут нет фаворитов и любимчиков, тут вынесут "медведя" в зал, если ты не хочешь забирать его на сцене и лепят на нос статуэтки жевательную резинку, как сделал в прямом эфире Георг Фридрих. Оставайся таким, пожалуйста, не меняйся».