Мигранты потеряли интерес к Беларуси
Миграционный прирост нужен прежде всего для того, чтобы остановить депопуляцию.
В 2016 году в Беларуси миграционный прирост уменьшился более чем в два раза, а число жителей страны опустилось ниже отметки 9,5 млн.
По данным Статистического обозрения Беларуси за январь-декабрь 2016 года, подготовленного Белстатом, в прошлом году в Беларусь прибыло более чем на семь тысяч мигрантов меньше, чем годом ранее — 21 038 против 28 349.
Большинство мигрантов приехали из стран СНГ — 15 615 (в 2015-м — 22 505) человек. Больше, чем из других стран, приехало из России — 6611 (7837).
В 2015 году лидером по мигрантам в Беларусь была Украина, из которой приехало 10 571 человек. В 2016 году активность украинцев резко снизилась, и до Беларуси доехали на ПМЖ только 5492 человека.
Только из трех стран СНГ миграционный поток в прошлом году был более активным, чем в 2015 году, и то незначительно. Из Туркменистана в 2016 году приехало 1567 человек (1340 в 2015-м), Узбекистана — 291 (166), Таджикистана — 99 (84).
Количество приехавших из стран вне СНГ уменьшилось более чем на 400 человек — 5423 против 5844. Больше всего иностранцев прибыли из Китая — 1097 (1310) и Литвы 554 (701).
Единственная страна вне СНГ, миграция из которой увеличилась, — это США, откуда в Беларусь прибыли 412 человек против 376 в 2015 году.
А вот уехали из Беларуси за 2016 год 13 098 человек против 9855 в 2015 году, большинство а страны СНГ — 8997 (6679 в 2015-м), из которых в Россию — 5912 (5137).
В страны вне СНГ уехали 4101 (3176) человек, больше всего в Литву — 624 (589), Германию — 527 (439), Израиль — 520 (286), США — 464 (327).
По-прежнему, из Беларуси уезжает меньше, чем приезжает, однако если в 2015 году миграционный прирост составил 18 500 человек, то в 2016 году этот показатель упал более чем вдвое — до 7940 человек.
Почему Беларусь заинтересована в миграционном приросте?
Прежде всего, миграционный прирост нужен для того, чтобы остановить депопуляцию.
Например, в 2015 году миграционный прирост стал определяющим фактором увеличения численности населения страны. Так, прирост составил 18,5 тыс. человек, а численность населения Беларуси увеличилась на 17,5 тыс. человек. Однако в 2016 году ситуация не повторилась. При миграционном приросте в 7,9 тыс. человек число жителей страны уменьшилось на 6,3 тыс. человек до 9 млн 498,4 тыс.
Положительное сальдо в сфере миграции в последние годы связано с тяжелыми кризисными процессами в некоторых странах Европе. Именно в их результате в Беларусь приехало много украинцев, а сами белорусы стали более сдержанными в своем желании покинуть страну. Однако гарантировать, что миграционная ситуация прошлых лет будет стабильной в будущем, нельзя.
Аналитик варшавского исследовательского центра EAST Андрей Елисеев считает, что переселенцы из Украины, которые хотели выехать из страны, уже сделали это в течение последних двух лет.
«Хорошо, что Беларусь поддержала украинцев, это был грамотный ход. Однако это было связано с трагическими событиями на востоке Украины и не влияет в среднесрочной и дальнесрочной перспективе на миграционные потоки и демографические процессы в Беларуси», — сказал Елисеев.
При этом эксперт отметил, что в течение многих лет белорусская статистика по миграции не соответствует действительности, так как существует проблема недоучета мигрантов:
«Полноценно не учитываются мигранты, уехавшие не только в Россию, но и в страны ЕС. Думаю, речь идет о десятках тысяч эмигрантов из Беларуси. Люди покидают страну, не становятся на консульский учет за границей и оказываются вне подсчетов статистки. Именно поэтому многие из тех, кто работает за границей, получили письма от налоговой как обязанные заплатить сбор согласно декрету № 3».
Национальная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» предусматривается обеспечить к 2020 году миграционный прирост в 70 тысяч человек. «Если дело пойдет такими темпами, как в прошлом году, программа в этой части выполнена не будет», — отметил Елисеев.
Он считает, что в настоящее время в Беларуси нет материальных резервов, которые можно было бы направить в сферу миграционной политики, которая отличается высоким уровнем затрат:
«Власти пытаются выбить из своего населения деньги, и декрет № 3 — тому пример. О том, чтобы в таких условиях вкладывать средства в привлечение мигрантов, не может быть и речи. Это нужно было делать в начале 2000-х, когда демографическая нагрузка на работающих была не так велика, как теперь. Тогда можно было проводить социально-экономические реформы в стране, увеличивая ее привлекательность и привлекательность страны для белорусов и иностранцев».
Обсудим?