Михаил Пастухов. ДЕ-ЮРЕ. Как реформировать милицию?
Михаил ПАСТУХОВ
Профессор учреждения образования «БИП-Институт правоведения». Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь, судья Конституционного суда Республики Беларусь первого состава (апрель 1994 — января 1997 гг.). Эксперт по вопросам судоустройства, судопроизводства, конституционного и европейского права. Один из разработчиков Концепции судебно-правовой реформы, проекта Конституции 1994 г., закона «О Конституционном суде Республики Беларусь» 1994 г.
26 апреля с.г. на сайте Naviny.by была размещена моя статья «Нам нужна новая Концепция судебно-правовой реформы». Теперь я решил конкретизировать свое мнение относительно реформирования судов и правоохранительных органов. Сегодня мы поговорим о самой назревшей проблеме — реформе органов милиции.
Нынешняя ситуация
По данным независимых экспертов, Беларусь занимает первое место в Европе по насыщенности общества милицейскими кадрами. На начало 2012 года в Беларуси на 100 тысяч жителей приходилось 1441,6 милиционера. Для сравнения: в России — 975,7, в Украине — 652, в Литве — 441, в Латвии — 362, в Эстонии — 350, в Великобритании и Франции — чуть более 500 полицейских (см.: газета «Новы час», № 22, 01.06.2012).
Глава милицейского ведомства Беларуси Игорь Шуневич оспаривает численность милиции и говорит о пропорции 405 сотрудников на 100 тысяч населения (см.: «СБ. Беларусь сегодня», 28.02.2017 г.). Однако события 25-26 марта с.г., когда центр Минск оказался заполнен «людьми в черном» с дубинками и щитами, не позволяют верить в наличие европейских стандартов в нашей стране.
Правовой статус органов внутренних дел, а также их сотрудников закрепляется в законе от 17 июля 2007 г. «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» (в редакции закона от 4 мая 2012 г.), а также в ряде подзаконных актов.
Задач у милиции много. Это — защита жизни, здоровья, чести, достоинства граждан; защита интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств; защита собственности от преступных и иных противоправных посягательств; профилактика, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений, расследование уголовных дел, ведение административного процесса; розыск лиц, скрывающихся от органов, ведущих уголовный или административный процесс, лиц, уклоняющихся от отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, без вести пропавших и других лиц; организация исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, административных взысканий; участие в реализации государственной политики в области гражданства и миграции; оказание на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством, помощи гражданам, государственным органам и иным организациям в реализации их прав и возложенных на них обязанностей (ст. 2 закона).
Систему органов внутренних дел образуют: Министерство внутренних дел (центральный аппарат); территориальные органы внутренних дел; собственно милиция; подразделения предварительного расследования; подразделения по гражданству и миграции; подразделения охраны; подразделения финансов и тыла; органы и учреждения уголовно-исполнительной системы. Кроме того, в систему органов внутренних дел могут входить иные подразделения, которые создаются по решению министра внутренних дел, и другие организации, создаваемые по решению президента.
Наиболее значимыми подразделениями в системе органов внутренних дел являются криминальная милиция и милиция общественной безопасности. В состав криминальной милиции входят подразделения уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями, по наркоконтролю и противодействию торговле людьми, по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, экспертно-криминалистические и другие подразделения, необходимые для осуществления деятельности криминальной милиции.
В состав милиции общественной безопасности входят оперативно-дежурные службы, служба участковых инспекторов милиции, инспекции по делам несовершеннолетних, строевые подразделения милиции, государственная автомобильная инспекция, дорожно-патрульная служба, подразделения, предназначенные для содержания лиц, совершивших преступления, административные правонарушения, а также другие подразделения.
Как видим, Министерство внутренних дел представляет собой как бы «государство в государстве», где все сотрудники одеты в униформу с погонами. Не менее широкими являются штаты областных и районных подразделений органов внутренних дел.
Понятно, что содержание такой армии людей дорого обходится казне (больше, чем расходы на здравоохранение, образование и культуру вместе взятые). По подсчетам экспертов, одна только амуниция рядового омоновца («космонавта») без щита и оружия стоит около 3000 рублей. А еще — ежемесячная зарплата на уровне 500 долларов, расходы на спецсредства и спецтехнику, льготы на жилье, немалые пенсии.
Но не только колоссальные расходы на содержание милицейского аппарата заставляют говорить о необходимости реформирования милиции, а сколько тот произвол, который творят работники этого ведомства, в первую очередь, «элитные подразделения». Все мы были свидетелями, как жестоко обращались сотрудники ОМОНа с участниками мирных акций.
Опыт наших «друзей»
Прежде чем намечать реформу милиции, полезно изучить опыт наших бывших друзей по Советскому Союзу.
Наиболее впечатляющих результатов в этой сфере достигла Грузия. Пришедший к власти в 2004 году Михаил Саакашвили первым делом объявил об упразднении ГАИ, где взятки стали нормой поведения. Несколько месяцев за транспортным движением никто не наблюдал. За это время была сформирована новая патрульная служба, в которую сотрудников отбирали по конкурсу. Им предложили высокую зарплату, одели в новую форму, обеспечили современными автомобилями с видеокамерами и связью.
Во всех городах Грузии построили полицейские офисы и учредили Сервисное агентство. Оно взяло на себя множество функций, в том числе прием и рассмотрение жалоб граждан, выдачу водительских удостоверений. Основной документооборот осуществляется в электронном виде, что затрудняет манипуляции с цифрами. Все сотрудники полиции оснащены планшетными компьютерами.
Определенные подвижки в сфере органов внутренних дел наметились в Украине. С марта 2014 г. там начал реализовываться антикризисный закон № 4576 о сокращении численности сотрудников МВД (с 324 400 до 245 000 чел.). 2 июля 2015 г. Верховная Рада приняла законы «Об органах внутренних дел», «О Национальной полиции», «О сервисных услугах и сервисных центрах МВД Украины». Кроме того, были внесены изменения в некоторые законодательные акты в сфере обеспечения дорожного движения.
2 сентября 2015 г. в развитие нового закона была создана Национальная полиция Украины как самостоятельное ведомство с территориальными структурами на местах.
Основной проблемой дальнейшей реформы органов внутренних дел Украины является нехватка средств на переоснащение полиции. Тем не менее, аналитики верят в перспективы нового правоохранительного органа Украины.
В Российской Федерации в 2011 году было объявлено о проведении реформы органов внутренних дел. Однако реформа свелась к принятию закона «О полиции» и последующей переаттестации милицейских кадров. С 1 января 2012 г. размер денежного довольствия сотрудников полиции увеличился в среднем в два раза, увеличился также размер пенсий, улучшилось обеспечение жильем.
По мнению ряда экспертов (например, депутата Государственной думы Геннадия Гудкова), реформа МВД России потерпела неудачу. Самое печальное, что сохранилась прежняя система учета преступлений. Это приводит к фальсификациям, провокациям и выбиванию признательных показаний задержанных.
Цели и направления реформы
Главной целью реформирования милиции, на мой взгляд, должно быть преобразование ее в правоохранительный орган, сориентированный на защиту прав и свобод граждан. В качестве вспомогательных целей можно назвать изменение критериев оценки работы и повышение профессионализма и культуры сотрудников.
Как показывает практика, основной проблемой в работе милиции является так называемая палочная система показателей. Она принуждает органы милиции и каждого сотрудника ежемесячно рапортовать о выполнении «плана». Причем, эти показатели из месяца в месяц и из года в год должны увеличиваться. В противном случае работники не получают премий, наград, званий.
Понятно, к чему приводит гонка «за показателем». Прежде всего, это — судьбы людей, которые становятся жертвами милицейского произвола. Наиболее тяжкие последствия наступают для тех, кого привлекают к административной и уголовной ответственности, особенно если для этого нет оснований.
Кроме того, «палочная система» приводит, по сути, к грабительскому изъятию денег и имущества у граждан. Это — штрафы в отношении автомобилистов, участников массовых мероприятий. Это — плата «за кормежку» в Центре изоляции правонарушителей на Окрестина. Это — плата за технические осмотры, выдачу водительских удостоверений, номеров и т.д. и т.п.
Реформа МВД должна прекратить произвол милиции, снять ее «с кормления» и поставить под контроль общества. В этой связи основными направлениями реформирования могут быть следующие: 1) реструктуризация; 2) передача части функций в другие органы управления; 3) проведение «чистки» кадров; 4) введение новых критериев оценки деятельности; 5) повышение качества работы; 6) принятие нового законодательства; 7) расширение контроля общественности.
«Мягкий вариант» реформы
Такой вариант можно использовать в рамках действующей системы власти. Для этого следует утвердить «сверху» пошаговую стратегию модернизации милиции.
На мой взгляд, она может включать в себя следующие меры. Во-первых, проведение переаттестации кадров и их сокращение (на 20-30%). Во-вторых, расширение списка должностей, которые могут замещать гражданские служащие («без погон»). В-третьих, передача части функций МВД другим ведомствам (например, выдача паспортов, регистрация мигрантов и беженцев), а также выведение некоторых структурных подразделений из состава МВД (например, Департамента охраны, Департамента исполнения наказаний, ГАИ). Внутренние войска, специализирующиеся на разгоне массовых акций, следует значительно сократить и переподчинить Министерству обороны. В-четвертых, ввести единую интегрированную систему качественной оценки работы МВД. В-пятых, назначить нового министра, желательно из числа гражданских лиц.
«Жесткий вариант» реформы
Рассчитывать на добрую волю нынешней власти в проведении реформы силовой составляющей наивно. В таком случае рано или поздно придется пойти на более радикальные меры. Реформа МВД станет частью судебно-правовой реформы и может включать в себя следующие положения.
Во-первых, тотальная чистка кадрового состава и сокращение численности сотрудников до уровня, принятого в европейских странах (до 30 тысяч человек).
Во-вторых, упразднение внутренних войск как политического спецназа с проверкой «истории» каждого сотрудника.
В-третьих, упразднение ряда подразделений МВД, в том числе департаментов охраны, исполнения наказаний, по гражданству и миграции, ГАИ.
В-четвертых, основной акцент в деятельности новых органов внутренних дел будет сделан на криминальную полицию, службу профилактики и патрульную службу. В городах будут открыты сервисные центры полиции.
В-пятых, на основании нового закона милиция будет переименована в полицию. Должности полицейских будут замещаться в результате конкурсного отбора. Зарплата будет повышена до уровня средней по республике в зависимости от должности и выслуги лет. Каждый полицейский получит компьютерный планшет, в котором будет фиксировать значимую информацию и связываться с информационной базой МВД.
В-шестых, новые критерии оценки деятельности полиции не будут принуждать сотрудников достигать каких-то показателей и взимать «поборы» с граждан.
В-седьмых, имидж полиции улучшится за счет новых кадров и изменения отношения к населению. Обязательным требованием к полицейскому станет знание белорусского языка, культуры и истории, а также основ оказания медицинской помощи.
В-восьмых, вместо департамента исполнения наказаний МВД будет создано самостоятельное ведомство с набором новых служащих. Условия пребывания в местах заключения должны соответствовать международным и европейским стандартам.
В-девятых, будет упразднена служба автоинспекции, которая превратилась в «щипачей». Функция контроля за безопасностью на дорогах будет возложена на патрульную службу. Возможности наложения штрафов на водителей будут сведены к минимуму и будут осуществляться через компьютерную сеть.
В-десятых, руководителем полицейского ведомства будет гражданское лицо, утвержденное в результате конкурсного отбора.
Надеюсь, что после реформы нынешнего МВД мы забудем про «людей в форме». Новые сотрудники полиции, как в Грузии, станут настоящими «бетменами». Их форма будет вызывать восхищение, а их лица — улыбку. Я мечтаю о такой полиции и жду, когда она появится на улицах Минска и других городов Беларуси.
Ребята, которым 20 лет и больше, тренируйтесь, учите белорусский язык и готовьтесь для поступления на службу в белорусскую полицию!
Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения». |
Обсудим?