Российские миллиарды не спасают Беларусь от бюджетных рисков
Финансовая поддержка Москвы не снижает важность для Беларуси кредитной программы с МВФ.
Несмотря на большую финансовую поддержку со стороны России, в Беларуси остаются повышенными бюджетные риски, поэтому у белорусского правительства есть основания не отказываться от новой программы реформ, которую предлагает Международный валютный фонд. Так считают эксперты Центра развития российского Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Они напоминают, что в апреле Беларусь и Россия урегулировали газовый спор, затяжной характер которого объясняют двумя причинами.
«Возможно, это действие бюрократической машины, так как в конфликт оказались втянуты много сторон: министерства финансов, энергетики, президенты, «Газпром», — отмечается в ежемесячном обзоре ЦР НИУ ВШЭ.
С другой стороны, говорится в обзоре, толчком к разрешению конфликта могли стать события, связанные с Украиной.
«Так, Высокий суд Лондона постановил, что Украина должна выплатить долг по облигациям в 3 млрд долларов, выданным за несколько месяцев до бегства президента Януковича в Россию, который правительство Украины отказывалось выплачивать. Кроме того, Европейская комиссия подтвердила право «Газпрома» использовать в большей степени трубопроводы в обход Украины. Вероятно, эта череда событий и сыграла роль для смягчения позиции российской стороны», — полагают эксперты.
Они указывают на тот факт, что из конфликта Минску удалось выйти с дополнительными миллиардами поддержки. Помощь от России в адрес Беларуси в текущем году может составить до 3,3 млрд долларов.
Такая большая поддержка означает, что в ближайшее время Беларусь не будет нуждаться в помощи МВФ, говорится в обзоре. Действительно, не прошло и недели с момента подписания соглашений с Россией, как Александр Лукашенко заявил о том, что реформы в ближайшее время он проводить не собирается.
Во-первых, выход на стопроцентное покрытие населением расходов на жилищно-коммунальные услуги глава Беларуси рассчитывает осуществить «не через год-полтора», как предлагает МВФ, «а через четыре-пять лет». Во-вторых, он подверг критике чиновников, которые призывали к закрытию убыточных предприятий и переквалификации сотрудников.
Однако, отмечают эксперты, несмотря на разворот по двум основным направлениям реформ, Александр Лукашенко подчеркнул необходимость привлечения европейских и американских инвестиций.
«Договоренность с Россией существенно улучшает показатели платежного баланса Беларуси. Однако Россия не предоставляет Беларуси стопроцентного требуемого финансирования, что, скорее всего, не вызовет проблем в этом году. В то же время, у Беларуси не остается запасов на следующий год, и соответственно, ситуация с поиском финансирования может повториться», — полагают в ЦР НИУ ВШЭ.
Кроме того, отмечают эксперты, за последний год фискальные риски значительно возросли ввиду увеличения просроченной задолженности предприятий, что может потребовать докапитализации банковской системы из бюджета. Так, например, недавно сообщалось, что проценты по кредиту, выданному «Беларусбанком» ОАО «Камволь», будут погашены государством.
«Таким образом, несмотря на публичные заявления и нежелание проводить реформы, миссии МВФ могут продолжиться в Беларуси, и Лукашенко вряд ли закроет диалог», — делают вывод эксперты.
Ранее белорусские эксперты в комментарии для Naviny.by также отмечали, что российская поддержка не снижает важность кредитной программы с МВФ.
«Обещанный российский кредит на 1 млрд долларов пойдет на компенсацию затрат, которые понесла наша страна, погашая задолженность за газ. Транши кредита евразийского фонда, которые нам также выделит Россия, уйдут на рефинансирование старых долгов. Поэтому сказать, что теперь у Беларуси появится намного больше денег, и кредит МВФ нам не нужен, нельзя», — говорил в апреле этого года старший аналитик форекс-брокера «Альпари» Вадим Иосуб.
Обсудим?