Белорусские власти снова перехватили дорогих денег
Кредит МВФ выгоднее евробондов, но чтобы его получить, Александру Лукашенко нужно пойти на дискомфортные реформы…
Беларусь разместила двумя траншами еврооблигации (или евробонды — это разновидность долгосрочных ценных бумаг) на 1 млрд 400 млн долларов. Об этом сегодня сообщила пресс-служба Минфина, подтвердив вчерашнюю информацию агентства Рейтер.
По данным агентства, доходность короткого (800 млн на пять лет) транша была установлена на уровне 7,125% годовых, длинного (600 млн на десять лет) — 7,625% годовых.
Обывателю эта цифирь мало о чем говорит. Давайте попробуем разобраться, зачем понадобилось именно сейчас перехватить 1,4 млрд долларов, при том что госдолг страны и так уже приближается к порогу экономической безопасности, насколько выгодны условия нынешнего заимствования, каковы риски.
Дорого, но дешевле, чем шесть лет назад
С одной стороны, эти деньги намного дороже, чем гипотетический пока кредит под 2,28% на десять лет, который белорусские власти долго и на сегодняшний день безуспешно просят у МВФ. С другой стороны, те евробонды, которые Беларусь размещала в 2010 и 2011 годах, обошлись еще дороже (без малого 9%). Так что в этом плане финансовые аналитики склонны говорить об относительной удаче.
«В любом случае белорусским властям нужно было размещать евробонды, Минфин таких намерений не скрывал», — заявила в комментарии Naviny.by экономический обозреватель, главный редактор интернет-издания «Белрынок» Ирина Крылович.
Она пояснила: в январе 2018 года Беларуси предстоит погасить выпуск еврооблигаций, которые были размещены в январе 2011 года, и других источников средств на это, кроме нового размещения подобных облигаций, не просматривалось.
Эксперт считает нынешнее размещение относительно удачным: «Это, конечно, дорогие деньги, но они дешевле, чем это было шесть лет назад».
По мнению собеседницы, новое размещение евробондов, «возможно, поможет продвинуть кредитное соглашение с МВФ», поскольку теперь фонд будет в большей степени уверен в финансовой стабильности Беларуси.
В то же время, если бы программа с МВФ была подписана раньше, то, вероятно, разместить сейчас еврооблигации удалось бы под несколько меньший процент, подчеркнула Крылович.
По ее мнению, белорусское руководство не оставляет надежд получить и кредит МВФ. Косвенно об этом можно судить и по сегодняшнему совещанию у Александра Лукашенко, где шла речь, в частности, о снижении себестоимости услуг ЖКХ.
Исполнители лавируют, стратег выжидает
От себя поясню, что здесь логика властей такова: поскольку в соответствии с требованиями МВФ хочешь не хочешь доведется выходить на 100% оплаты коммуналки населением, то нужно добиться от системы ЖКХ снижения затрат, чтобы цифры в жировках не оказались запредельными.
Понятно, что глава государства особенно трепетно подходит к этому вопросу после недавних «дармоедских» протестов.
Однако главной закавыкой на переговорах с МВФ остается вопрос реформирования госсектора. Здесь сказывается специфика политического режима, которому массив государственной экономики позволяет иметь огромную власть над страной, ее ресурсами и людьми.
Да, экономика не ахти какая эффективная, но зато всё и все — в кулаке. А пусти ее в свободное плавание — чем будет заниматься вся эта любовно отстроенная вертикаль? К тому же свободная экономика формирует и пласт свободных людей, которые захотят политических перемен.
Вот это и есть главный страх тех, кто правит сегодня Беларусью.
Да, Нацбанк и Минфин в своих нишах орудуют ловко, профессионально. Но ни Павел Каллаур, ни Владимир Амарин, ни другие топ-исполнители не могут прыгнуть выше пояса. Стратегический выбор пути развития отечественной экономики зависит от воли главного белорусского начальника. А он очевидно недолюбливает даже само слово «реформы» и привык уповать на конъюнктуру, везение.
От безвыходности приходится лезть в финансовый капкан
В итоге мы на сегодня видим попытки выкарабкаться из рецессии при сохранении старой экономической модели. Хотя она все хуже и хуже реагирует на вызовы времени.
Без кредитов белорусская экономика сегодня выжить не может, отметил в комментарии для Naviny.by эксперт минского аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич. Он подчеркнул: даже нынешний уровень благосостояния поддерживается за счет наращивания госдолга.
Это делается «от безвыходности», полагает собеседник. В итоге «сегодня власть выживает фактически за счет будущих поколений».
При этом страна «все глубже залезает в финансовый капкан», говорит эксперт. Он напоминает о российском кредите на строительство АЭС, который повиснет на Беларуси дополнительным бременем.
Тем временем обрисовалось еще одно пикантное обстоятельство. Вполне возможно, что размещенные 22 июня белорусские еврооблигации мог выкупить приближенный к российским властям олигархат. Такое заявление сделал директор аналитического департамента форекс-брокера «Альпари» в России и СНГ Александр Разуваев.
Если версия верна, то получается, что нынешним размещением евробондов Минск лишь формально диверсифицировал внешний долг, а де-факто сложил яйца в ту же московскую корзину.
Впрочем, источник «Интерфакса» в банковских кругах утверждает, что 64,5% нового выпуска белорусских евробондов приобретено американскими инвесторами, 26% — британскими.
Хотя бы не складывать яйца в одну корзину
Так или иначе, вопрос диверсификации внешней задолженности продолжает стоять перед Минском остро.
Напомню, что сейчас Беларусь получает транши кредита (общей суммой 2 млрд долларов) Евразийского фонда стабилизации и развития, который находится под патронажем Москвы. Вдобавок по итогам апрельских переговоров Лукашенко с Владимиром Путиным белорусская сторона ожидает российский кредит в 700 млн долларов. Эти деньги, по замыслу, помогут рефинансировать выплаты по прежним долгам восточной соседке.
Да, и еще одна новость из той же оперы. Московская газета «Ведомости» обнародовала подробности свеженького контракта между Беларусью и Россией на поставку 12 истребителей Су-30СМ. Как сообщил изданию менеджер одной из компаний Объединенной авиастроительной корпорации, эта партия самолетов обойдется Минску в сумму порядка 600 млн долларов, причем под это дело будут использованы — внимание! — российские кредиты.
Таким образом, и в вопросе внешнего долга Беларусь рискует увеличить дикий крен в сторону России. Получение кредита МВФ могло бы несколько сбалансировать ситуацию. Но для этого самое высокое белорусское начальство должно переступить через себя и согласиться на дискомфортные реформы.
Обсудим?